Чем было опасно место где они стали жить болотные робинзоны

«Болотные робинзоны» Софьи Радзиевской

Что почитать с детьми к юбилею Великой Отечественной войны

Можно говорить о войне по-разному. Рассказывать о подвигах на фронте или о работе в тылу. О партизанах или разведчиках. О геноциде. Можно говорить так, что становится тяжело дышать и жить, хотя много десятилетий отделяет от событий Великой Отечественной. Можно говорить так, что хочется плакать – или хочется выть, без слез.

А можно и по-другому. О том, как любовь и отвага человеческих сердец преодолевают непреодолимое и совершают невозможное. И неожиданно тепло становится от таких книг о войне. Потому что они – пример того, как нужно жить. Всегда, не только в военное лихолетье.

А еще ты понимаешь, как именно ковалась Победа. Не только на фронте, не только на тыловых заводах. В каждой маленькой избенке. В каждом сердце, не покорившемся врагу.

«Болотные робинзоны» – повесть Софьи Борисовны Радзиевской – удивительной по работоспособности, таланту и внутренней энергии женщины. Она родилась в самом конце XIX века – в 1892 году, закончила гимназию, а потом Бестужевские женские курсы. Больше всего Софью привлекала профессия биолога, и она им стала: ее пособие по энтомологии долгие годы использовалось в вузах, студенты изучали по нему мир насекомых. С научными экспедициями Софья Борисовна изъездила огромную часть Советского Союза, была и в Арктике, и на Дальнем Востоке, отбирала материал в Средней Азии: там в труднодоступных горных районах она услышала легенду о самой себе – русской женщине-ученом, виртуозном наезднике и метком стрелке.

Радзиевская была очень смелым человеком. В годы Гражданской войны ее записали во враги революции за то, что заступилась за священника, над которым издевались красноармейцы: написала гневную заметку в газету об этом случае. А в страшные сталинские годы она прорывалась на прием к самому вождю, чтобы доказать невиновность своего товарища, схваченного по политическому обвинению.

Впрочем, бесстрашие и профессионализм – не единственные черты, присущие этой удивительной женщине. Она была еще и детским писателем – чутким, талантливым, внимательным. Она рассказывала своим маленьким читателям об удивительных животных и птицах, о насекомых, о природе и о том, как причудливо вплетается в эту картину мира человеческая судьба. Ее рассказы о животных в журналах «Пионер» и «Юный натуралист», позже выходившие сборниками, не только знакомили ребят с миром природы, рассказывали о звериных повадках – они помогали стать добрым и благородным человеком, который любит и жалеет братьев своих меньших. Не бездумного потребителя они воспитывали – хозяина Божиего сада.

Но есть среди произведений Софьи Борисовны Радзиевской одно, стоящее особняком. Это «Болотные робинзоны» – повесть о военном лихолетье. Читая ее, оторваться сложно и взрослому, и ребенку. И вот за этим легким и ясным языком, чередой приключений, дружбой, за чертами классической робинзонады стоит нечто важное, особенно для нас – тех, которые осмысляют Великую Отечественную войну спустя 75 лет – целую человеческую жизнь.

Герои повести сталкиваются лицом к лицу с войной только раз, потом она лишь рокочет где-то в отдалении. Этот раз, этот миг целиком меняет их жизнь, меняет всё – и их самих тоже. Но эта беда-война, что налетела и отняла всё и всех у больших и у маленьких, всё же оставляет им жизнь. И они живут, и заботятся друг о друге, и помогают фронту, и приближают Победу уже тем, что выжили – там, где выжить, казалось, невозможно.

Эти дети и старики из сожженной деревни приближают Победу уже тем, что выжили – там, где выжить, казалось, невозможно

Книга рассказывает о горстке спасшихся детей из белорусской деревни, которую сожгли фашисты. А спасли их дед Никита и бабушка Ульяна.

Старики и мальчик Саша собрали всех уцелевших деревенских малышей и вместе с ними отправились на Андрюшкин остров – небольшой участок суши в глухих лесных топях. Там сохранилась избушка, и там предстояло им выживать, спасаясь от немцев.

Иллюстрация: Юлия Казарницкая Большая часть книги – это обстоятельный рассказ о быте стариков и детей. Это классическая робинзонада с добыванием пищи, обустройством жилья, охотой, собирательством. Есть рассказ о спасении от волков, об ужасном бое медведя и уцелевшего колхозного быка, о шитье одежды из заячьих шкур… В общем, это отличное, доступное младшему школьнику повествование о выживании вне цивилизации.

Саша – городской мальчик – становится главным помощником деда и бабушки на Андрюшкином острове. Он учится находить приметы при пути через болото, плотничать, ставить силки на зайцев, стрелять из ружья. Изо всех сил он стремится облегчить труд стариков и обустроить быт. И в этом образе нет ничего поучительно-наносного: мальчик насмотрелся на страшное, но обрел близких людей, вся жизнь и вся надежда его сейчас – в них.

Саше удается притащить к избушке своего друга Андрюшку, раненного фашистами. Каково это для мальчишки – вернуться на поляну, где он стал свидетелем страшной расправы, услышать стоны, взвалить себе на плечи полуживого парнишку и на себе нести его через болотные топи!

Каково это для мальчишки – вернуться на место расправы, найти полуживого приятеля и на себе нести его через болотные топи!

Но Саша уже другой, не наивный и избалованный горожанин среди бывалых деревенских ребят: то, что он пережил и увидел, делает его мужчиной. Это не какой-то обособленный от жизни героизм, нет – мальчик просто не может поступить по-другому: бесценной становится в эти страшные времена жизнь человеческая.

В книге описываются две битвы: быка с медведем и обитателей островка с волками. Все сражаются с хищниками: Саша и Андрюшка, возвращавшиеся по лесу на сломанных лыжах, дед Никита, бабушка Ульяна и даже маленький Гришака:

Читайте также:  Какие знания стали истинной

«Под нарами что-то зашевелилось, и опять послышался тихий стон. Бабушка Ульяна опустилась на пол и прилегла, заглядывая под нары.

Иллюстрация: Юлия Казарницкая – Гришака! – удивилась она. – Что ты там делаешь?

– Лежу, – послышался не сразу упрямый голос Гришаки.

– А ну вылезай оттуда! – распорядился дед Никита и, не дождавшись ответа, нагнулся, засунул руку под нары.

Показалась маленькая съежившаяся фигурка Гришаки. Он лежал на спине, подняв кверху руки с растопыренными пальцами. Бабушка Ульяна всмотрелась и вскрикнула:

– Дитятко ты мое, да что это ты сделал с руками?

– Головешку… – медленно, как всегда, проговорил Гришака, но тут же не удержался и застонал. Обожженные руки его покрывали большие пузыри.

Дед Никита хлопнул себя ладонью по голове:

– А мы и не подумали, кто это нам помощь дал! Головешкой-то! Не будь Гришаки – ни один бы до крыльца не дошел.

– Хлопчик ты мой, – засуетилась бабушка Ульяна с перевязкой. – Да чего ж ты голыми руками за головешки хватался?

– А чтобы вас волки не съели, – ответил Гришака.

«Да чего ж ты голыми руками за головешки хватался?» «А чтобы вас волки не съели», – ответил Гришака

– Чего ж ты под нары запрятался? – допытывалась бабушка Ульяна и, обняв Гришаку за плечи, ласково заглянула в упрямые глаза.

– Плакать! Чтобы не видали! – сердито отозвался он, но вдруг, не выдержав, уткнулся головой в руки бабушки Ульяны и горько заплакал».

А жизнь на маленьком островке среди болот течет себе, она требует постоянных трудов, забот о малышах. Дед Никита и Саша несколько раз ходят в страшную, сожженную пустую деревню – приводят быка и корову, приносят картошку и инструменты. Заботы о маленьких беззащитных детях не дают старикам замкнуться в своем горе: ведь они видели, что натворили немцы, стали свидетелями расправы, потеряли близких.

Софья Радзиевская сумела рассказать эту историю детям бережно: тяжелее, наверное, будет взрослым читателям, которые понимают, что стоит за некоторыми строками. Основная часть книги – это труды и маленькие радости, успехи и неудачи болотных робинзонов, приключения и надежда. И еще один важный мотив: писательница говорит о том, чем сильнее всего ударила война по детям, – о сиротстве.

Иллюстрация: Юлия Казарницкая Саша отчаянно тоскует по маме – она военврач. После расправы фашистов над деревней он сделал выбор: не ушел с другим спасшимся мальчишкой на фронт, а остался помогать старикам и детям. Правильно ли он сделал? Не струсил ли? И с этими тяжелыми переживаниями Саше приходится справляться самому.

Гришака и Маринка ждут свою маму. Никто не решается сказать им, что она лежит там, где и все остальные односельчане. А Гришака ждет, ждет изо всех своих маленьких силенок и мысли не допускает о том, что мамы больше нет.

«– А мамка моя не пришла? – раздался около них низкий детский голос.

Степан обернулся. Маленькая фигурка в рубашке с забинтованными руками стояла перед ним. Широко раскрытые глаза смотрели с такой тоской, что все замолчали и опустили головы.

Молодой разведчик опередил Степана: нагнулся и осторожно взял за локти маленькие дрожащие руки.

– Ты Гришака? – серьезно спросил он.

Мальчик кивнул головой, не отводя взгляда от его глаз.

– Мы твое письмо нашли, – объяснил разведчик. – Вот и пришли. Твоя мамка тоже… – голос его дрогнул, – тоже вот так, может, придет. Ты… ты, Гришака, надейся, ладно? – добавил он и почувствовал, что руки мальчика перестают сопротивляться, поддаваясь ласке.

– Я-то надеюсь… даже ночью, – тихо ответил Гришака и опустил голову, но, почувствовав, что разведчик осторожно поднимает его на руки, сразу выпрямился и отступил. – Маринку возьми, – сказал он отрывисто. – Она маленькая. А я, я сам большой.

И, повернувшись, зашагал к дому. По тому, как он осторожно приподнимал вытянутые руки, можно было понять, как они мучительно болят».

И Андрюшка ждет маму. Но он постарше и уже понимает, что произошло. И поэтому всю любовь переносит на отца-партизана, неожиданно появившегося в их избушке. Читать сцену их встречи тяжело и радостно – так просто, выпукло и живо предстает перед нами радость человека, отчаявшегося найти сына – и нашедшего его.

«– Папа! – крикнул он отчаянно. – Папа!

– Сашок, куда это он? Тронулся, что ль? – И дед Никита приставил козырьком руку к невидящим глазам. – Гляди скорей, Сашок!

Но Саши тоже уже не было. Забыв про ружье и про волков, он выскочил из избушки: из леса на горку поднимались два человека в белых полушубках и белых шапках-ушанках.

Передний остановился и, подхватив Андрейку на руки, высоко поднял его над головой.

– Сынок! – произнес он громко и повторил совсем тихо: – Сынок… Сынок…

А Андрейка, прижимаясь к отцу, громко плакал и сквозь слезы твердил:

Иллюстрация: Юлия Казарницкая Особо стоит сказать о деде Никите и бабушке Ульяне. Все свои оставшиеся силы, умения, и жизненный опыт они положили на спасение детей. Увести от беды, сохранить, выкормить – эта миссия была для них главной, и провалившаяся в болото бабушка Ульяна кричит: «Детей спасайте!» А дед Никита отчаянно бросается с топором на волков. Они совершенно не думают о себе: увидев гибель родной деревни и зверскую расправу фашистов, старики теряют цель существования – и обретают ее в детях.

Читайте также:  Расшифровка шх20сг марки стали

«На то мы, старики, и на свете живем, чтобы молодым около нас тепло было», – говорит бабушка Ульяна. А дед Никита остается в партизанском отряде: помогать молодым, подсказывать дорогу, потому что никто лучше него не знает окрестных лесов.

Повесть «Болотные робинзоны» оставляет удивительно светлое впечатление. Потому что она – не о смерти, не о жестокости, она не о том, ЧТО сделали фашисты с деревней. Она о любви. О рутинном ежедневном подвиге. О маленьких победах, и о больших тоже – например, о той, над волками, подобравшимися к Саше и Андрюшке, когда они возвращались в избушку. Жители маленького островка в болоте – старые и малые – сражались храбро, Гришака обжег руки горящими головешками. И победили! И выжили! И однажды Саша, проснувшись, оказался в объятиях своей матери, которую привезли в избушку партизаны.

И финал у книги – счастливый, прямо-таки сказочный – кажется очень логичным, вытекает из самого повествования. После войны Сашина мама стала мамой и для всех малышей с болотного островка. А как же могло быть иначе? Ведь тогда, в военные, самые страшные дни и ночи они уже стали одной семьей.

Мне кажется, такие книги очень важно читать именно для того, чтобы понять, как победила фашизм наша страна. Не только солдаты и офицеры на фронте победили, но и вот такие, старые и малые, в глухих лесах, в тылу приближали конец войны. Хотя бы тем, что, не думая о себе, берегли ближних. Просто знакомых, которые становились родными. А те, что на фронте, знали: там, за их спиной, изо всех сил берегут друг друга.

Источник

Софья Радзиевская — Болотные робинзоны:
Краткое содержание

Глава 1. Дед Никита

Время событий – годы Великой Отечественной войны. Деревня Малинка на берегу Малинки-реки. А за деревней и за речкой – бескрайнее лесное моховое болото «Андрюшкина топь». Ступишь ногой – будто на качелях качаешься. Пройти можно только по тропинкам, но их знал только загадочный Андрюшка. Много лет назад он жил в избе на болоте, в самом центре его, на острове. Болото назвали его именем. Бородатый дед Никита в молодости знал туда пути, водил охотников за ценным пером белых цапель. А однажды повел охотника – а вернулся один. С тех пор на болото не ходил. Живет Никита с дочкой Лукерьей, а его женатый внук Степан – отдельно.

Ребятишки любят страшные истории про болото. Особенно в зимние вечера. Ивашка Федоров, мальчонка с голубыми глазками, рассказывает их лучше всех.

Глава 2. Гость из города

Из Минска к бабушке Ульяне приехал внук – Саша Нежильцов. Его папа умер, а мать взяли на фронт врачом. Деревенские мальчишки смеются над ним, городским. Что он гусака испугался. Особенно цепляется высокий Федоска. Нарочно послали Сашу спросить у деда Никиты про Андрюшкин остров. Старик от злости аж лапоть бросил, который плел. После такого Саша и знать ребят не хотел, но они с ним помирились. Решили вместе утром идти пугать филина в дупле.

Глава 3. Они!

В дупло мальчишки послали Сашку. Филин там был – и громадный. Вылетел – ребятишки за ним. А Саша в само дупло залез: интересно же. Вдруг на поляну спустились парашютисты. Немцы! Дали малышам по шоколадке, спрашивали дорогу в деревню. Они не рассчитывали, что здесь живут люди. Федоска шоколад не взял и кинулся в деревню. Немцы (за главного у них был человек со шрамом на щеке) расстреляли Ивашку, Мотю, Андрейку. А Федоску не догнали. Саша все видел, и немецкий язык знал. Он поспешил предупредить жителей. Но было поздно. Деревню сожгли.

Глава 4. Где искать спасения?

В пустой деревне Федоска и Сашка встретились. «Общая беда сблизила мальчиков». Выжил дед Никита. Он рассказал, что всех загнали в школу и закидали гранатами. Уцелели и бабушка Ульяна, и брат с сестричкой – Гришака и Маринка: они в печку спрятались. И еще пара ребятишек, близнецы. А из взрослых – кузнец Николай. Он из деревни прямо на фронт пошел. Немцев бить. И Федоска с ним. А Сашка остался: бабушку и детей жалко. Ведь немцы вернутся.

Глава 5. На Андрюшкин остров

Сашка сказал деду, что надо идти на остров в болоте. Сашка оставил письмо маме Гришаки и Маринки (хотя ее убили, но дети ведь не знали). С собой взяли картошку, вещи, топор, козу Маньку – и двинулись. Первым шел Сашка с липкой в руках, чтоб вылезти, если провалится. У него глаза зоркие, а дед подслеповат. Но дорогу помнит. Последней шла бабушка Ульяна.

Глава 6. Дошли!

Страшно Сашке, но он идет. Все шли след в след. По совету деда Саша зарубки делал, чтоб дорогу назад было легче искать. Бабушка Ульяна провалилась – дед ее вытащил. Прошли дуб с развилкой – и вот она трава вместо мха, твердая почва! Андрюшкин остров, холм с избушкой! Вошли в пыльный дом. Там все, что надо: стол, посуда, старинное ружье. Поели картошки с молоком и улеглись. Благодарный Саша поцеловал бабушку, и она его в ответ.

Глава 7. Андрейка!

Саша с дедом Никитой сходили в Малинку за едой. Нашли корову Рыжуху и быка Мишку. Нагрузили их картошкой и привели на остров. Послушал Сашка, как дед горюет, что правнук его Андрейка незакопанный лежит, и втихаря подался к полянке с филином. А Андрейка живой! Израненный только. Сашка его на себе донес. Дед от души его поблагодарил. Андрейка выздоровел. Как и Гришака, он очень ждал маму.

Глава 8. Опять они!

Сашка с дедом вновь подались за картошкой. Дед полез в уцелевшую кузницу за инструментом, а тут – немцы! Смеются: «чистая работа», никого нет. На прощанье подожгли кузницу, а там Сашка с дедом. Еле вылезли, и инструмент сберегли. Благополучно вернулись на остров.

Читайте также:  Крупные страны по выплавке стали

Глава 9. Война вокруг нас кружит…

К зиме отрыли погреб под картошку. Дед планировал зарезать быка на мясо. Но Сашка возразил: «Мишка нам друг». И обещал заготовить ему сена на прокорм под зиму. К избушке добралась кошка из Малинки. Дед наделал петель из лыка – зайцев ловить. Теперь на столе было мясо, а из шкурок – одежда. Еще и лося подраненного добыли. Сашка пошел с Андрейкой в Малинку за солью и думал: как там, на фронте, мама? А как Федоска?

Глава 10. Шейка!

Ребята под вой самолетов набрали на деревенском складе соли, и подобрали собачку. Андрейка назвал ее Белошейкой (а если коротко – Шейкой). Бабушка обрадовалась, что лося можно засолить, малыши обрадовались новому четвероногому другу, а дед сказал, что собака волков отпугивать будет.

Глава 11. Страшная битва

Малыши-близнецы без спросу побежали к замерзшему озеру. А там – медведь-шатун! Злющий! Сашка увидел, схватил ребят за руки – и ну бежать. А медведь следом несется, ревет. Кинулась на него Шейка, а медведь ее лапой отбросил. Спас всех бык Мишка: затоптал зверя. Шейка выздоровела, отъелась.

Глава 12. Волки!

Из деревни принесли муки, напекли лепешек. А потом Саша с Андрейкой на лыжах пошли доставать из силков пойманных зайцев. Шейку не взяли: завязнет в снегу. Саша для солидности ружье прихватил. Андрейка лихо спустился с горки – но только сам побился и лыжи поломал. Надо возвращаться. Это километров десять. Саша одолжил лыжи другу.

Вообще, он давно зауважал деревенских ребят, многому у них научился. К примеру, Андрейка знал по солнцу который час. Он приладил сломанные лыжи к Сашкиным – пошли веселее. Но тут их окружили волки. И один сбил Андрейку с ног. А пороху мало. Ребят выручил дед Никита: убил волка топором. А бабушка Ульяна кинула в зверей горящей головней. С порога Гришака тоже кидал головешки, обжегся. Сашка пристрелил одного волка. Все укрылись в доме.

Глава 13. Письмо помогло

Однажды к дому пришли два разведчика. Наши! Андрейка сразу узнал отца. Степан благодарил деда и Сашу за спасение сына. Сказал, что они с товарищем прочли письмо. А вообще они на задании. Оказывается, и Федоска жив, в отряде он. Все были рады встрече. А Гришака сказал сестре, что по письму за ними точно мама придет.

Глава 14. «Мы скоро вернемся»

Степан рассказал, что он в партизанском отряде. Нападают на немцев, взрывают под ними мосты. А сейчас ждут самолет из Москвы – с оружием и лекарствами. Этим же самолетом заберут раненых. Только где ему тут приземлиться? Разве что на ровном Лебяжьем озере. Бабушка Ульяна считает: на то и нужны старые люди, «чтобы молодым около нас тепло было». Она ничего не жалеет для гостей.

Глава 15. Когда же?

Степан сказал – через неделю вернется. И Саше будет подарок. И как-то утром Сашу разбудила… мама Вера. Он думал, что она ему снится, но нет: 63-летний командир партизанского отряда Сергей Ильич пришел сюда вместе с ней. Командир объявил, что самолет заберет всех «болотных робинзонов» (они выжили одни на острове, как когда-то Робинзон Крузо). И мама будет с Сашей: у нее повреждена рука, на фронте быть нельзя. Ей рад не только Саша, но и бабушка Ульяна, она ведь Вере мать.

На сборы 2 часа. А в хате на острове будет здравпункт. И животных сохранят для колхоза. Гришака лететь не хотел, маму ждал, еле уговорили.

Глава 16. Прощай, Андрюшкин остров

Все поклонились старой хате, где спасались. К озеру повел дед Никита: ему командир очки дал. Теперь дед все хорошо видел. К ночи сели в самолет. А дед остался: решил быть проводником у партизан.

После победы над фашистами деревню Малинку заново отстроили. Вера с Сашей, бабушка Ульяна и вся остальная детвора живут в ней все вместе. Дед Никита стал героем с медалями. Федоска вернулся в школу. Старый командир тоже здесь поселился. Жив и бык Мишка. А вот болота больше нет – осушили. К острову теперь легко пройти. Фашистов дети не забыли, но знают, что больше они не придут. А если что – их мигом разобьют!

Читательский дневник по повести «Болотные робинзоны» Радзиевской

Сюжет

Война. Немцы-парашютисты сжигают деревню Малинку, убивают жителей. Дед Никита уводит Сашу, правнука Андрейку и других ребятишек вместе с бабушкой Ульяной на Андрюшкин остров среди болота. Там они заботятся друг о друге, переживают нападение медведя и волков. Наконец, их, «болотных робинзонов», находят партизаны. Среди них отец Андрейки и мама Саши, врач. Их забирают самолетом в Москву. Дед остается у партизан. После войны все возвращаются в деревню, а гиблое болото осушают.

Отзыв

Название – отсылка к «Робинзону Крузо» Дефо. Он тоже выжил и вернулся домой. Повесть о страшном военном времени. Здесь и трагедия, и обычная человеческая жизнь со своими радостями. Тема военного детства, взросления, взаимовыручки. Тема семьи, любви к близким и друзьям. Дети учатся брать на себя ответственность, рискуют собой ради других, как взрослые. И выживают среди природы. У всех общий враг – фашисты.

Качества героев повести: мужество, сострадание, желание помочь, заботиться о слабых. У каждого свой талант, который идет на пользу всем. Только вместе можно выжить. И животные – помощники в этом. Маленькие герои все время чему-то учатся, трудятся. Повесть учит не сдаваться, беречь близких, спасать слабых, не терять надежду, верить в победу.

Источник