Фет трели соловья серебро

Афанасий Фет — Эхо — 6 диалогов

Шепот, робкое дыханье.
Трели соловья,
Серебро и колыханье
Сонного ручья.

Свет ночной, ночные тени,
Тени без конца,
Ряд волшебных изменений
Милого лица,

В дымных тучках пурпур розы,
Отблеск янтаря,
И лобзания, и слезы,
И заря, заря.

Словно тень, воспоминанья
Кружат у крыльца.
Вздох печальный, взгляд прощальный,
Эхом бубенца.

Блики грёз скользят по стенам,
Боль и стон души.
Кровь, замерзшая по венам,
К сердцу не спешит.

Воск слезой стекает бледной
С меркнущей свечи.
Тает образ твой бесследно
В тишине ночи…

Я тебе ничего не скажу,
Я тебя не встревожу ничуть,
И о том, что я молча твержу,
Не решусь ни за что намекнуть.

Целый день спят ночные цветы,
Но лишь солнце за рощу зайдет,
Раскрываются тихо листы,
И я слышу, как сердце цветет.

И в больную усталую грудь
Веет влагой ночной. я дрожу.
Я тебя не встревожу ничуть,
Я тебе ничего не скажу.

Расскажу я луне про печаль,
Чувства скрытые выплесну звездам,
Мне ушедшего больше не жаль,
Ведь страдать об утраченном поздно.

Все прошло, грусть-травой поросло,
И любовь, и желание встречи,
И осадком ложиться на дно,
И в безмолвии времени лечит.

Расскажу я пришедшему дню,
Как любил, ничего не скрывая.
Я тебя уж ни в чем не виню —
Видно выпала доля такая.

Как ангел неба безмятежный,
В сияньи тихого огня
Ты помолись душою нежной
И за себя и за меня.

Ты от меня любви словами
Сомненья духа отжени
И сердце тихими крылами
Твоей молитвы осени.

Гляжусь в тебя душой нетленной
Тебя Святой в тебе люблю,
Молитвой Чистой незабвенной
О счастье для тебя молю.

И внемлю ангелов приветы,
И с ними к Богу воспарю.
Дыханьем нового рассвета
О Лучшей песнь свою пою.

Ты прав. Одним воздушным очертаньем
Я так мила.
Весь бархат мой с его живым миганьем —
Лишь два крыла.

Не спрашивай: откуда появилась?
Куда спешу?
Здесь на цветок я легкий опустилась
И вот — дышу.

Надолго ли, без цели, без усилья,
Дышать хочу?
Вот-вот сейчас, сверкнув, раскину крылья
И улечу.

Ты здесь. Ты рядом. Снова душ влеченьем
Полна любовь.
Опять от счастья полон вдохновеньем —
Ведь я с тобой.

Прошу, не улетай, не будь так строга,
Побудь со мной.
Крылами встречи охлади немного
Сердечный зной.

Дворцов песчаных я уже не строю,
Но только знай.
Я снова жду и этого не скрою —
Ты прилетай.

Я жду. Соловьиное эхо
Несется с блестящей реки,
Трава при луне в бриллиантах,
На тмине горят светляки.

Я жду. Темно-синее небо
И в мелких и в крупных звездах,
Я слышу биение сердца
И трепет в руках и в ногах.

Я жду. Вот повеяло с юга;
Тепло мне стоять и идти;
Звезда покатилась на запад.
Прости, золотая, прости!

Я ждать устал… Устал томиться в думах,
Сгорать звездой упавшей в тишине.
Устал быть слабым, грустным и угрюмым.
В забвении печаль топить в вине.

Я ждать устал… Но видно злая доля
Стезей страданий пестует печаль.
Мне свет не мил – что воля, что неволя.
Любви виденье уплывает вдаль.

Я ждать устал… Терпенье на исходе.
Утраты горькой мне не возвратить.
Доверье иссякает и уходит —
Надежды безнадёжно рвётся нить.

Тихая, звездная ночь,
Трепетно светит луна;
Сладки уста красоты
В тихую, звездную ночь.

Друг мой! в сиянье ночном
Как мне печаль превозмочь.
Ты же светла, как любовь,
В тихую, звездную ночь.

Друг мой, я звезды люблю —
И от печали не прочь.
Ты же еще мне милей
В тихую, звездную ночь.

Шёпотом призрачных звёзд,
Светом прохладной луны,
Сладостью трепетных грёз
Сказкой приходишь во сны.

Поступью лёгкой ночной
Светлая Фея-любовь,
Даришь мне сладкий покой
И исцеляешь всю боль.

Нежной и тихой звездой
Ласково нежишь печаль,
Мы в сновиденье с тобой
Снимем разлуки вуаль.

Источник

Афанасий Фет — Шепот, робкое дыханье: Стих

Шепот, робкое дыханье,
Трели соловья,
Серебро и колыханье
Сонного ручья,

Свет ночной, ночные тени,
Тени без конца,
Ряд волшебных изменений
Милого лица,

В дымных тучках пурпур розы,
Отблеск янтаря,
И лобзания, и слезы,
И заря, заря.

Анализ стихотворения «Шепот, робкое дыханье» Фета

А. Фет по праву считается одним из лучших представителей романтической школы. Его произведения представляют собой «искусство ради искусства». Отличительной особенностью творчества Фета стало удивительное сочетание пейзажной и любовной лирики. Стихотворение «Шепот, робкое дыханье» (1850 г.) – одно из лучших творений лирического поэта. Оно посвящено трагически погибшей первой возлюбленной поэта – М. Лазич.

Читайте также:  Есть ли серебро 585 пробы

Публикация стихотворения вызвала массу критических отзывов. Многие упрекали поэта в полном отрыве от действительности и беспредметности. В вину Фета ставилась легкость и воздушность образов. Некоторые критики утверждали, что за неясными образами скрывается излишний эротизм. Самыми несправедливыми были заявления о том, что стихотворение – просто технически слабая безделка, достойная лишь бездарного рифмоплета. Время показало, что за видимой простотой скрывался огромный поэтический талант.

Оригинальная особенность произведения заключается в том, что автор не использует ни одного глагола. Даже эпитеты не играют большой роли, они лишь подчеркивают характерные свойства предметов и явлений: «робкое», «ночные», «дымных». Главный эффект достигается особым сочетанием существительных. Их разнообразие и делает стихотворение динамичным и образным. «Человеческие» понятия («дыханье», «слезы»), переплетаются с природными, создавая ощущение неразрывной связи. Между ними невозможно провести границу. Любовные отношения вплетены в мир. Чувство страсти растворяется в окружающих красках и звуках. Утренние перемены в природе сразу отражаются на человеке в виде «изменений милого лица».

Стихотворение состоит из одного непрерывного предложения. Это компенсирует отсутствие глаголов и повышает динамику. В целом произведение является сочетанием звуков, визуальных образов и чувственных переживаний. Автор дает читателю лишь общий контур картины, недостающие детали должно дорисовать воображение. Это открывает безграничные возможности для полета фантазии. Кульминацией произведения становится наступающая заря, символизирующая высшую точку любовной страсти.

Источник

Анализ стихотворения Шепот, робкое дыханье

Анализ стихотворения А.А.Фета -«Шепот, робкое дыханье…»

Краткая справка о личности и биографии автора
История создания стихотворения Анализ стихотворения и основная мысль
Особенности стиха: поэтика и тропы
Особенности ритмики, рифмовки, размера
Заключение

Поэзия классиков русской литературы всегда служила возможностью заглянуть в самые потаённые уголки собственной души. Почему-то забывалось или отодвигалось на второй план то, что поэт, будучи живым человеком, нередко выражал в стихотворениях собственные переживания, тревоги, а, возможно, хотел попытаться запечатлеть мимолётный период счастья.

Именно в контексте этого немаловажного и интересного аспекта будет проанализировано одно из самых уникальных стихотворений русской литературы под названием «Шепот, робкое дыханье…», написанное Афанасием Афанасьевичем Фетом.

Шепот, робкое дыханье.
Трели соловья,
Серебро и колыханье
Сонного ручья.

Свет ночной, ночные тени,
Тени без конца,
Ряд волшебных изменений
Милого лица,

В дымных тучках пурпур розы,
Отблеск янтаря,
И лобзания, и слёзы,
И заря, заря.

Краткая справка о личности и биографии автора

Судьбу Фета можно назвать поистине непростой и даже трагичной. Будущий известный поэт, лирик, переводчик, автор мемуаров, родился в России, хотя мог появиться на свет в Германии – мать, Шарлотта-Елизавета Беккер, сбежала от мужа с исторической родины на 7-ом месяце беременности. В результате она обвенчалась с дворянином Шеншиным; мальчик получил и его фамилию, и дворянский титул. Однако впоследствии выяснилось, что Афанасий не имеет никаких юридических связей ни с имением Шеншина, ни с его привилегиями, и, не приходясь ему биологическим сыном, не может претендовать ни на то, ни на другое.

В результате Афанасий, теперь уже носящий фамилию, присвоенную ему при рождении – Фет, – оказался лишён и российского подданства, и положения, и наследства. Идеей «фикс» стало для него возвращение утраченного титула, однако он смог осуществить задуманное лишь в 1873 году – тогда Фету было уже 53 года!

Учёба давалась Фету легко: он окончил частную немецкую школу в Эстонии, г. Верро, а затем поступил в университет, где выпустил свой первых сборник стихотворений, который назывался «Лирический пантеон».

С 1845 по 1858 год Фет посвятил себя военной службе. С 1845 по 1858 год Фет посвятил себя военной службе, так как считал, что она – обязательное условие для возвращения дворянского титула. В результате к 1853 году Фет был направлен в гвардейский полк, находящийся вблизи Петербурга, тогдашней столицы. Это дало Афанасию Афанасьевичу возможность познакомиться с такими известными личностями, как Тургенев, Гончаров, Некрасов, а также редакторами передового журнала «Современник».

За время воинской карьеры Фету пришлось вкусить плод трагической, неудачной, но сильной любви, память о которой он сохранил до конца своих дней и пронёс через всё творчество. Поэт захотел взять в жёны образованную девушку по имени Мария Лазич, которая происходила из бедной, но хорошей семьи. Однако что тогда мог дать ей Фет? Он был беден – это и послужило препятствием для обручения. А через некоторое время девушка погибла в пожаре при крайне странных обстоятельствах; некоторые поговаривали о самоубийстве. Её последние слова были обращены к Фету. Для поэта смерть любимой женщины стала настоящей трагедией.

Читайте также:  Чем снять черноту с серебра

Впоследствии, в возрасте 37 лет, А.А. Фет взял в супруги Марию Боткину. У них никогда не было детей, но их семейную жизнь можно назвать по-настоящему счастливой: супруги жили душа в душу, имея достаток и вес в обществе.

История создания стихотворения

Стихотворение «Шепот, робкое дыханье…», негласно признанное одним из самых романтичных произведений всей русской поэзии, было создано автором в 1850 году во время бурной любви к уже упомянутой Марии Лазич. Оно относится к раннему периоду творчества поэта и знаменует собой начало настоящего новаторства в литературе.

Дело в том, что Фет, являющийся представителем «чистой» поэзии, никогда не поднимал в своих произведениях социально-политических или общественно важных вопросов. Единственным, что он признавал и ради чего готов был творить, была красота, искусство, любовь. На алтарь воспевания прекрасного он готов был положить всё, что угодно; главным для него неизменно оставалось стремление отразить мельчайшие оттенки человеческих чувств и эмоций.

Здесь, в этом стихотворении, поэт специально отказался от использования глаголов, так как игра с формой для максимального раскрепощения и раскрытия содержания – это то, что вообще было свойственно Фету. Действие, которое, казалось бы, должно быть двигателем сюжета, Афанасием Афанасиевичем отвергается, забывается. Вместе с тем, это не помешало ему создать гимн природы и любви, который потомки помнят и знают наизусть и сегодня. По сути, синтаксическая конструкция стихотворения представляет собой одно сложносочиненное предложение, которое, в свою очередь, состоит только из назывных предложений. Создавал ли нечто подобное кто-либо из предшественников Фета? Нет, не создавал.

Анализ стихотворения и основная мысль

«Шепот, робкое дыханье…» – стихотворение, состоящее всего из 12 строчек, в которых автору, тем не менее, удалось передать целый мир, и даже не один.

Разделённые на 3 четверостишия, каждые строфы представляет собой определённую сторону переживания лирического героя: в первой читатель и главный герой, не упоминаемый, но негласно присутствующий (от его лица мы и видим все окружающее), слышит лишь звуки («шепот», «дыханье», «трели», «колыханье); во второй к ним примешиваются визуальные образы («тени», изменения «милого лица»); наконец, в третьей, кульминационной строфе, происходит приближение окончания свидания, вместе с которым до предела нарастают и чувственные настроения героя и его возлюбленной («лобзания», «слёзы»).

В этом стихотворении автор соединил мир «летучих настроений» человека с миром природы, причём то, какой из них превалирует, так и остаётся невыясненным – одно сливается, гармонично переплетается с другим, то выступая на передний план, то отступая назад. Игра строится на параллелизме: от ночного пейзажа Фет стремительно, но тонко переходит к изображению самых важнейших положений и моментов в отношениях между двумя любящими сердцами.

Перед читателем, несмотря на отсутствие глагольных форм, стремительно проносится целая ночь: тени и «свет ночной» сменяются на занимающийся рассвет. В результате стихотворение оставляет радостное, светлое чувство, придающее бодрости и свежести, словно роса, появляющаяся на травинках во время раннего утра.

Заключительные восклицания «И заря, заря. » знаменуют собой торжество великого чувства, соединяющегося с вечностью. Заря будет приходить на землю каждое утро, и каждое утро влюбленные будут встречать её со слезами на глазах, то ли от счастья совместного времяпрепровождения, то ли из-за горечи скорого расставания, которое приносит с собой начало нового дня. Очевидно одно – пока будет существовать природа и благоволящая им ночь, чувство их не утихнет, и никто не сможет их разлучить.

Особенности стиха: поэтика и тропы

В данном стихотворении Афанасий Афанасьевич активно обратился к звукописи и цветописи. Первую можно пронаблюдать в словосочетаниях «трели соловья», «колыханье сонного ручья», «шепот», «робкое дыханье»; вторую в строках «в дымных тучках», «пурпур розы», «отблеск янтаря», «свет ночной», «тени без конца». Именно сменяющие друг друга, словно переливающиеся звуки и нежные цвета определяют динамизм стихотворения, показывают движение и изменение всего окружающего пространства, разворачивают перед читателем настоящую градацию чувств героя, делают произведение колоритным, ярким и запоминающимся.

Использует автор и метафоризацию, олицетворения, а также эпитеты («сонный», «милое», «робкое», «волшебные») и повторы («свет ночной, ночные тени, тени без конца»). Последний приём помогает уравновесить происходящие за время стихотворения изменения окружающего мира: несмотря на то, что все состояния активно перетекают одно в другое, эти трансформации как бы одновременно статичны, они бесконечны и распахиваются во вселенскую вечность. Это особенно существенный момент для создания образа лирического героя, которому важно, чтобы никогда не прекращалось время ночного свидания, а также всегда жило чувство глубокой любви.

Читайте также:  Как собрать 50 кусков руды звездного серебра геншин

Последние дублирующиеся слова («И заря, заря. ») представляют собой интересную синтаксическую конструкцию. Так, знак восклицания, очевидно, служит для придания максимального подъёма и торжественности, долженствующего завершить воспевание природы и любви между мужчиной и женщиной. Однако восклицание также дополняется многоточием, которое как бы указывает – ничего ещё не окончено, и история эта, конечно, продолжится. Сам же повтор слов знаменует собой и зарю любви, то есть самую чистую, светлую, радостную и безудержную стадию отношений, и зарю утра – прекрасное время дня, когда всё живое просыпается, сбрасывая с себя оковы сна. Соединяющая оба мира (душевный и природный) идея пробуждения и возрождения, таким образом, видна невооруженным глазом.

Особенности ритмики, рифмовки, размера

Стихотворение «Шёпот, робкое дыханье…» написано 4-стопным хореем в 1-3 строках и 3-стопным хореем в 2-4 строках. Перекрестная рифма в 1 и 3 строках – женская (ударение падает на предпоследние слоги в рифмующихся словах), во 2-4 – мужская (ударение падает на последние слоги).

Большое количество глухих согласных приводит к замедлению речи, её тягучести, напевности, плавности. Подобный эффект достигается также и тем, что автор не использует точек или завершающих знаков препинания в конце двух первых строф, в результате чего они и последнее, третье, четверостишие, читаются как бы на одном дыхании, продолжая друг друга и выстраивая один общий, длинный и цельный ассоциативный ряд.

Стихотворение «Шёпот, робкое дыханье», созданное А.А. Фетом, не случайно было задействовано для создания многочисленных музыкальных произведений такими композиторами, как Н.А. Римский-Корсаков (в 1897 году), М.А. Балакирев (в 1904 году), Н.К. Метнер (в 1912 году). В 2005 году музыку к нему написал Александр Матюхин, вместе с этим исполнивший и романс. Подобное не удивительно, ведь это стихотворение Афанасия Афанасьевича действительно вдохновляет, пробуждает желание творить, жить и любить!

Источник

Фет трели соловья серебро

Шепот, робкое дыханье.
Трели соловья,
Серебро и колыханье
Сонного ручья.

Свет ночной, ночные тени,
Тени без конца,
Ряд волшебных изменений
Милого лица,

В дымных тучках пурпур розы,
Отблеск янтаря,
И лобзания, и слезы,
И заря, заря.

О стихотворении Фета «Шепот, робкое дыханье»

В стихотворении Фета «Шепот, робкое дыханье» 3 строфы, в каждой из которых по 4 стиха.
Темой данного стихотворения является природа. Автор описывает переходное состояние природы от ночи к утру. Описание ночи: природа ночью красива.
Автор не использует глаголы — это придаёт стихотворению большую выразительность и красоту.

Огромное количество глухих согласных в каждой строфе замедляет речь, делает ее тягучей, более плавной, созвучной поэтическому языку XX века.
Все три строфы этого стихотворения образуют одно-единственное предложение.
Заканчивается 1 строфа и вторая продолжает её, заканчивается вторая, продолжение — третья строфа. Как будто небольшие кадры.

Стихотворение очень красивое, певучее, хочется придумать к нему музыку и спеть.
Вокруг данного стихотворения было очень много споров : люди воспринимали его каждый по-разному : многие считали, что это лирическое произведение «чистой воды», что оно в пору потрясения воспевать трели соловья.
стихотворение это чёткое, прозрачное, меткое, действие которого происходит на лугу, не далеко от ручья, на природе.

Читая его, мысленно переносишься на луговую поляну, свежесть вливается в легкие. Хочется остаться там навсегда, никогда не уходить оттуда.
«Шепот, робкое дыханье» — само название говорит само за себя. Шепот — это что-то очень тихое, что то, чтобы не нарушить тишину.
Робкое дыханье — тихое дыханье. схоже с шепотом.

Это всё для того, что бы не нарушить «жизнь» природы, её состояние.
Эти слова помогают читателю более ярко представить происходящее в данный период. Этими словами автор пытается подчеркнуть всю красоту необыкновенной природы.

В стихотворении олицетворяется ручей. Этим автор хочет показать то, что природа живёт и дышит, дышит каждой травинкой и каждый листиком, каждой капелькой росы или ручья.
И то, что люди не считают её живой, это неправильно.

Даже когда наступает ночь — все живёт, живёт своей, не каждому понятной, жизнью.

Автор использует в своем стихотворении неожиданные ассоциации, например одна их них «свет ночной». Ночью практически не бывает света. Ночью наступает тишина, покой и темнота.

Афанасий Фет: шепот, робкое дыханье.
«Стихи о любви и стихи про любовь» — Любовная лирика русских поэтов & Антология русский поэзии. © Copyright Пётр Соловьёв

Источник