Каковы последствия загрязнения ртутью свинцом воздуха

Загрязнение окружающей среды свинцом и ртутью

Загрязнение свинцом

В течение последних 70 лет одним из основных источников накопления в окружающей среде свинца с последующей интоксикацией живых организмов, в т.ч. и организма человека, в районах с интенсивным движением является автотранспорт, так как двигатели внутреннего сгорания, используют горючее с присадкой тетраэтилсвинца в качестве антидетонатора. Подсчитано, что в составе отработанных газов автотранспорта поступает в атмосферу ежегодно до 260 тыс. т свинца, а один автомобиль ежегодно выбрасывает в атмосферу в среднем 1 кг свинца в виде аэрозоля. Тетраэтилсвинец также поступает в природные воды, в связи с его использованием в качестве антидетонатора в моторном топливе водных транспортных средств, а также с поверхностным стоком с городских территорий. Данное вещество характеризуется высокой токсичностью и обладает кумулятивными свойствами.

Сжигание каменного угля поставляет в окружающую среду 27,5 — 35 тыс. т свинца, а в результате сжигания нефти и бензина почти 50 % антропогенного выбросов приходится на свинец. В результате работы металлургических предприятий на поверхность Земли поступает около 90 тыс. т свинца. Источником поступления свинца в окружающую среду также являются предприятия металлургической и химической промышленности, которые выбрасывают в атмосферу наряду с другими загрязнителями, и оксиды свинца.

Кроме того, свинец в окружающую среду может поступать с промышленными и бытовыми отходами. К собственно бытовым источникам поступления свинца следует отнести отработанные свинцовые аккумуляторные батареи, потерявшие потребительские свойства провода и кабели, лакокрасочные покрытия (особенно выпущенные в прошлые десятилетия), изделия из хрусталя, свинцовых стекол, глазированную керамику, паяные изделия, в том числе и консервные жестяные банки, некоторые резиновые изделия. В продуктах мусоропереработки содержание свинца превышает таковое в земной коре от сотен до тысяч раз, т. е. достигает 0,16-1,6% весовых. Ионы свинца в количествах, значительно превышающих фоновые значения, находят в почве вокруг аэропортов. В городах с низким и среднем уровнем загрязнения потребление свинца с продуктами питания колеблется от 14 до 68 мкг/сут, тогда как в районах с промышленными источниками этот показатель составляет 48-163 мкг/сут.

Средние концентрации свинца в воздухе крупных городов России составляют 0,5 — 1 мкг/м3 при ПДК 0,3 мкг/м3. В таких условиях в организм взрослого человека поступает до 8 мкг в сутки, а в организм ребенка — до 2 мкг (по заключению экспертов ВОЗ, поступление свинца с воздухом не должно превышать 2,4 мкг/сут для взрослого и 0,6 мкг/сут для ребенка).

Загрязнение окружающей среды ртутью

В мировой экономике ртуть используется: в аккумуляторах, при производстве хлора/щелочи, в мелкомасштабной добыче золота и серебра, зубной амальгаме, контрольно-измерительных приборах, электрических контрольных устройствах и выключателях, осветительных приборах и в других сферах.

Ртуть широко используется в электротехнической промышленности и приборостроении, на хлорных производствах, как легирующая добавка, теплоноситель, катализатор при синтезе пластмасс, в лабораторной и медицинской практике, сельском хозяйстве.

Основными источниками загрязнения окружающей среды ртутью являются: пирометаллургические процессы получения металла, сжигание органических видов топлива, сточные воды, производство цветных металлов, красок, фунгицидов и т.д.

Сжигание угля рассматривается сегодня в качестве крупнейшего отдельно взятого глобального источника выбросов ртути в атмосферу. Ртуть также попадает в воздух с выбросами металлургических заводов, из крематориев, производств ртутных элементов и хлора/щелочи, мусоросжигательных установок и других стационарных источников загрязнения.

Выбросы ртути в окружающую среду в результате деятельности человека весьма значительны. Общая (природная и антропогенная) эмиссия ртути в атмосферу составляет свыше 6000 т ежегодно, причем менее половины — 2500 т составляют поступления от естественных источников.

Значительные количества поступают в водные объекты со сточными водами предприятий, производящих красители, пестициды, фармацевтические препараты, некоторые взрывчатые вещества. Тепловые электростанции, работающие на угле, выбрасывают в атмосферу значительные количества соединений ртути, которые в результате мокрых и сухих выпадений попадают в водные объекты.

Интенсивный кругооборот ртути и ее соединений обусловлен высокой летучестью, стойкостью, природной атомизацией, амальгамацией благородных металлов, способностью пребывать в различных фазовых состояниях, растворимостью в атмосферных осадках, способностью к абсорбции почвой и зелеными насаждениями.

Одним из основных источников поступления ртути считают процесс ее испарения с поверхности земли (горные породы, Мировой океан). Но антропогенное поступление ртути в результате деятельности человека на порядок превышает ее природные поступления.

Накопление ртути растениями зависит от типа почвы. Наивысшие концентрации наблюдаются в корнях, встречаются перемещения в листья и стебли, а высшие споровые (мхи) впитывают ртуть из атмосферного воздуха.

Ртуть, которая поступает из техногенных источников, не образует своего “антропогенного” кругооборота, а входит в природный и (при условии интенсивного поступления) создает резкий дисбаланс между разными средами.

В Российской Федерации из всех химических элементов только ртуть нормативно определена в различных компонентах окружающей среды как вещество 1-го класса гигиенической опасности, что априори обусловливает необходимость осуществления соответствующего экологического мониторинга и детального изучения интенсивности и масштабов ртутного загрязнения территории страны.

Европейским Парламентом и Советом принято ряд нормативных актов в отношении опасных промышленных отходов.

Базельская конвенция о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением вступила в силу в 1992 году. Главная цель Конвенции – экологически обоснованное регулирование обращения с опасными отходами. Экологически обоснованное регулирвоание представлет собой охрану здоровья людей и окружающей среды путем минимизации образования опасных отходов, что включает строгий контроль, начиная с образования отходов до их хранения, транспортировки, переработки и окончательного размещения или удаления.

Основные задачи Конвенции:

  • минимизация образования опасных отходов с точки зрения их количества и опасности;
  • размещение отходов как можно ближе к источнику их образования;
  • снижение возможности передвижения опасных отходов.

Конвенция рассматривает токсичные, ядовитые отходы, взрывоопасные, возгораемые, коррозийные, экотоксичные и инфекционные.

Источник

Экология СПРАВОЧНИК

Информация

Загрязнение воздуха свинцом

Загрязнения антропогенного происхождения, поступающие в воздух, весьма существенно влияют на живые организмы. Особенно это присуще ядовитым газообразным веществам — диоксиду серы, метану, оксиду углерода (И), диоксиду азота, сероводороду, соединениям хлора, а также частицам пыли, свинца и т.п. Например, лишайники погибают даже при следах диоксида серы в воздухе среды их обитания.[ . ]

Читайте также:  Оксид свинца это осадок

Суммарное загрязнение территорий Российской Федерации определяют выбросы от стационарных (предприятий, использующих свинец в производстве) и мобильных источников (автотранспорт). Наиболее загрязнены свинцом городские территории, поскольку промышленные предприятия и транспортные средства сосредоточены в городах. В 1995 г. в 20 городах России среднемесячные концентрации свинца в воздухе превышали значения ПДК. По данным Росгидромета по 120 городам России в 80% случаев имеются существенные превышения ОДК содержания свинца в почве. В целом ряде городов средняя концентрация свинца в почве более чем в 10 раз превышает ОДК: Ревда и Кировоград Свердловской области, Рудная Пристань, Дальнегорск и Владивосток в Приморском крае, Комсомольск-на-Амуре Хабаровского края, Белово в Кемеровской области, Свирск, Черемхово в Иркутской области и др. Многие города, имея благополучную среднюю картину, существенно загрязнены свинцом на значительной части территории. Так, в Москве, по данным целевой программы «Охрана окружающей природной среды от свинцового загрязнения и снижение его влияния на здоровье населения» (1995), загрязнено свинцом в концентрациях, превышающих ОДК, более 86 км2 территории (8%).[ . ]

Содержание свинца в листьях еще выше и аномальные результаты могут быть отмечены на расстоянии 40 км от источника загрязнения. Последующие работы этих же авторов показали, что свыше 85% свинца можно извлекать из листьев вяза после единственной промывки. Это указывает на загрязнение листьев свинцом из воздуха.[ . ]

Содержание свинца и кадмия в верхнем слое почвы (0—10 см) превышает ПДК в 100 м от автомагистралей при отсутствии защитных лесополос. Соединения тяжелых металлов из почв попадают в растения и так далее по биологическим цепочкам. Особенно опасно попадание свинца, кадмия и других тяжелых металлов в плодово-ягодные культуры, растущие на огородах в полосах отчуждения дорог. Снижению вредных выбросов от двигателей внутреннего сгорания способствует тщательная регулировка топливной аппаратуры с целью достижения полного сгорания топлива. Однако это не уменьшает выбросов особо опасных веществ, являющихся именно продуктами сгорания. Значительный эффект в снижении загрязнений воздуха автотранспортом может быть достигнут при массовом переводе его на дизельное и газовое топливо. Однако этот процесс, начатый у нас в стране, сдерживается трудностями технологического порядка. Например, при использовании газового топлива точность изготовления топливной аппаратуры необходимо повысить в 2—3 раза, чтобы исключить утечки газа еще до попадания в камеру сгорания. Иначе токсичность и летучесть природного газа сводят «на нет» весь экологический эффект от его сгорания в двигателе. А эффект этот значительный — в выхлопе газовых двигателей отсутствуют тяжелые металлы и бенз(а)пирен.[ . ]

Присутствие свинца в выхлопе автомобильных двигателей делает их наиболее серьезными источниками загрязнения окружаю щей среды свинцом. Антидетонатор—тетраметил- или тетраэтил свинец — прибавляют к большинству бензинов, начиная с 1923 г. в количестве 80 мг/л. При движении автомобиля от 25 до 75% этого свинца в зависимости от условий движения выбрасывается в атмосферу. Хотя основная масса его осаждается на землю, заметное количество этого загрязняющего вещества может содержаться и в воздухе. Города, подобные Лос-Анджелесу, содержат в воздухе 5 мкг/см3 свинца, и это количество увеличивается примерно на 5% в год [18].[ . ]

Вместе с тем загрязнение свинцом не носит глобального характера. В частности, средняя его концентрация в воздухе городов России равна 0,007 мкг/м3, что ниже ПДК ,. более чем в 400 раз. Загрязнение им поверхностных вод составляет —6,5 мкг/л при ПДК для водных объектов хозяйственно-питьевого водоснабжения 0,1 мг/л, которое в 15 раз выше. Невелико загрязнение свинцом сельскохозяйственных угодий.[ . ]

Под действием загрязненного воздуха стены здания темнеют в результате осаждения сажи и пылей, а также вследствие разрушения красок. Краски, содержащие соединения свинца, быстро теряют свои защитные свойства и темнеют, особенно под действием слабых концентраций сероводорода, в результате образования сульфида свинца.[ . ]

Принцип метода. Воздух, загрязненный смесью аэрозоля свинца и паров тетраэтилсвинца, протягивают последовательно через аллонж с 3%-ной и концентрированной HN03. Свинец полностью улавливается 3%-ной HN03. Тетраэтилсвинец (ТЭС) не разрушается 3%-ной азотной кислотой, но разрушается концентрированной азотной кислотой (уд. вес 1,4) при последующем прохождении через аллонж.[ . ]

Гарбаренко М. Д. Загрязнение атмосферного воздуха Риги свинцом при работе автотранспорта на этилированном бензине.— «Гиг. и сан.», Ю59, № 10, с. 75.[ . ]

В общем балансе загрязнений атмосферного воздуха на долю автотранспорта относят более 50% вредных выбросов. Для отраслей строительства эта доля значительно выше — 80—85%. Выхлопные газы двигателей внутреннего сгорания (бензиновых и дизельных) — это смесь, содержащая более 200 различных веществ, большинство которых причисляют сегодня к вредным. Основные вещества-загрязнители — оксид углерода (IV класс опасности), углеводороды (III класс), оксиды азота (II класс), углекислый газ, формальдегид, сажа, соединения свинца и др.[ . ]

Измерение уровня загрязнения воздуха, обусловленного выбросами автомобильного транспорта, проводится в комплексе с измерением уровня загрязнений выбросами промышленных источников, но может производиться и самостоятельно. Оценка состояния атмосферного воздуха на автомагистралях и в прилегающей жилой застройке может быть проведена на основании определения в воздухе компонентов выхлопных газов (оксида углерода, углеводородов, оксидов азота, формальдегида, соединений свинца, акролеина).[ . ]

Контроль за уровнем загрязнения окружающей среды в Самаре, как и определение климатических показателей, проводится Приволжским управлением гидрометеослужбы. Сеть мониторинга загрязнения атмосферного воздуха здесь включает десять стационарных постов государственной службы наблюдений за состоянием окружающей среды (ПНЗ), а также два стационарных поста, финансируемых городской администрацией (Качество воздуха. 1999). Станции подразделяются на «городские фоновые» в жилых районах, «промышленные» вблизи предприятий и «авто» вблизи автомагистралей, в районах с интенсивным движением транспорта. В атмосферном воздухе г. Самары проводится определение 26 вредных веществ (диоксида и оксида азота, аммиака, бенз(а)пирена, бензола, фтористого водорода, хлористого водорода, кадмия, ксилола, марганца, меди, никеля, пыли, свинца, сероводорода, диоксида серы, растворимых сульфатов, толуола, трикрезола, углеводородов, оксида углерода, фенола, формальдегида, хрома, цинка, этилбензола (Мониторинг состояния. 1995). Не все названные загрязнители достигают высоких концентраций, особо высоким уровнем характеризуется присутствие таких компонентов загрязнения, как формальдегид, диоксид азота, аммиак, а также в определенные месяцы — взвешенные твердые частицы (пыль). Как локализация промышленных предприятий, так и размещение сети транспортных магистралей с различной пропускной способностью в пределах города, налагаясь на определенный рисунок рельефа, создают неоднородный уровень загрязнения не только для разных городских районов, но и внутри территории этих районов. Так, в районах старой застройки — Самарском, Ленинском — подобных источников загрязнения атмосферы сравнительно немного, тогда как Промышленный, Кировский и Советский районы образуют почти сплошную промышленную площадку, так называемую Безымянскую промзону. Здесь размещены не только крупные промышленные объекты, но мощные источники тепла, электроснабжения, транспортные развязки.[ . ]

Читайте также:  Свинец польза для организма

Основным источником загрязнения атмосферного воздуха является автотранспорт. Наиболее опасными соединениями выхлопных газов являются окись углерода, окислы азота, альдегиды, углеводороды, канцерогенные соединений, пары свинца, сажа и сернистый ангидрид. В результате фотохимических реакций под влиянием ультрафиолетовых лучей образуются новые продукты — фотооксиданты, обладающие сильными окислительными свойствами. Азот и органические перекиси оказывают общетоксическое и раздражающее действие на слизистые носа, глаз, повреждают растительность, снижают видимость.[ . ]

Свинец встречается в загрязненном воздухе не только в виде пыли, но и в виде паров свинецсодержащих соединений. Свинец находит широкое применение, например, благодаря стойкости к серной кислоте, как конструкционный материал в химической промышленности, в производстве аккумуляторов, покрытий (водопроводные трубы и кабельные оболочки), причем он может быть использован в чистом виде или в сплавах (свинцово-сурьмяный сплав, припой, подшипниковый и типографский металл). Важное значение имеют также соединения свинца, применяемые в качестве пигментов в производстве красок (свинцовые белила, противокоррозионные покрытия с суриком и свинцовой солью цианамида). Свинец используется в производстве стекла, керамики и эмалей. В то время как свинец полностью утратил свое значение как составная часть инсектицидов (арсенат свинца), соединения свинца стали чаще применять в качестве стабилизаторов в производстве пластмасс.[ . ]

В результате изучения загрязнения поверхности океана свинцом, содержащимся в воздухе, наблюдается такая же закономер- I ность.[ . ]

Основными источниками загрязнений воздушной среды в Великобритании являются жидкое и твердое топливо, используемое двигателями внутреннего сгорания и отопительными системами. Автомобили, работающие на жидком топливе, загрязняют воздух вредными газами, твердыми частицами сажи и соединениями свинца (применяется тетраэтилсвинец как антидетонатор).[ . ]

В современных условиях загрязнение окружающей среды соединениями свинца происходит в основном при использовании этилированного бензина. Алкильные соединения свинца примешиваются к автобензину в качестве антидетонатора. Естественно, что наибольшие концентрации свинца обнаруживаются в атмосферном воздухе вдоль крупных автострад, в зеленой массе, растениях и плодах. В дальнейшем при включении в пищевые цепи свинец может поступать в организм человека с продуктами как растительного, так и животного происхождения. У современных американцев содержание свинца в организме примерно в 400 раз выше естественного «доиндустри-ального» уровня.[ . ]

Значительное количество свинца содержат почвы, находящиеся в непосредственной близости от автомобильных дорог. Результаты анализа образцов почвы, отобранных на расстоянии нескольких метров от дороги, показывают 30-кратное превышение концентрации свинца по сравнению с его содержанием (20 мкг/г) в почве незагрязненных районов (Загрязнение воздуха. 1988).[ . ]

Присутствие в атмосферном воздухе аэрозолей марганца в повышенных концентрациях может увеличить частоту хронических пневмоний детей. Убедительные данные были представлены отечественными учеными о появлении у детей, живущих в условиях загрязнения золой атмосферного воздуха, не свойственных их возрасту пресиликотических изменений в легких. При хроническом действии соединений мышьяка и свинца возникают нарушения желудочно-кишечного тракта и нервной системы.[ . ]

Существенной составляющей загрязнения воздушной среды городов, особенно крупных, являются выхлопные газы автотранспорта, которые в ряде столиц мира, административных центрах России и стран СНГ, городах-курортах составляют 60-80% от общих выбросов. Многие страны, в том числе и Россия, принимают различные меры по снижению токсичности выбросов, путем лучшей очистки бензина, замены его на более чистые источники энергии (газовое топливо, этанол, электричество), снижения свинца в добавках к бензину. Проектируются более экономичные двигатели с более полным сгоранием горючего, создание в городах зон с ограниченным движением автомобилей и др. Несмотря на принимаемые меры, из года в год растет число автомобилей и загрязнение воздуха не снижается.[ . ]

Особую опасность представляет загрязнение воздуха свинцом. Он поступает от интенсивного движения автотранспорта, а также от производства металлов, цементов, сжигания каменного угля. Свинец обладает ярко выраженным влиянием на нервную систему. Основным источником поступления свинца в организм являются продукты питания. Исследования подтвердили наличие свинца в объектах окружающей среды гг. Белово, Санкт-Петербург, Красно-уральск, Саратов, Пермь, Чусовой.[ . ]

Весьма тщательное исследование загрязнений свинцом, выносимых в атмосферу с выхлопными газами, провели Дэйн с сотр. [27]. Они установили зависимость между интенсивностью движения, расстоянием от дороги, ускорением автомобилей до постоянной скорости, направлением ветра и содержанием свинца в воздухе. Они обнаружили, что 65% свинца на расстоянии от 10 до 550 м от дорог состоит из частиц диаметром менее 2 мкм и 85% частиц диаметром менее 4 мкм. Ими отмечено высокое содержание свинца на расстоянии до 80 м от главных дорог. Результаты работы показаны на рис. ХШ-5. Хотя содержание свинца на расстоянии более 80 м начинает убывать, все же заметные его количества имеются на расстоянии 200 м от дорог.[ . ]

Городское население страдает и от свинца, который образуется в двигателях при сгорании этилированного бензина.. При неконтролируемом выхлопе автомобильный транспорт наносит огромный ущерб здоровью, о чем свидетельствует следующий факт: при сокращении продажи бензина в Сан-Франциско на 10 % смертность снизилась на 13,4 %. В Анкаре загрязненность городского воздуха оксидом углерода и другими веществами в 30 раз превосходит допустимые. У новорожденных наблюдаются отклонения в психике, обнаруживаются начальные формы туберкулеза, у взрослых возрастает число легочных заболеваний, у женщин возможны преждевременные роды. Согласно обследованиям населения Японии, в последние 5 лет в результате антропогенного загрязнения каждый третий японец приобрел то или иное заболевание.[ . ]

Токсичны и нормируются как воздушные загрязнения соединения многих металлов — алюминия, бериллия, ванадия, вольфрама, марганца, кобальта, никеля, свинца, ртути, селена, теллура, циркония, урана, тория и других. В мелкораспыленном состоянии в смеси с воздухом взрывоопасно не только большинство органических веществ, но и некоторые неорганические, например алюминиевая пыль и другие.[ . ]

В ряде городов отмечается и зимний максимум загрязнения воздуха, который обусловлен прежде всего ростом выбросов от низких источников и большой повторяемостью неблагоприятных условий рассеивания их в приземном слое воздуха. Авторы связали его с увеличением выбросов S02 в результате сжигания топлива для бытового отопления в холодное время года.[ . ]

В наибольшей степени атмосфера загрязняется свинцом, антропогенное поступление которого в воздух больше природного. Из общего количества выбросов свинца около 70—75% принадлежит продуктам сгорания бензина с добавками соединений свинца (в основном тетраэтилсвинца РЬ(С2Н5)4 в качестве антидетонационных присадок). С выхлопными газами в атмосферу, а затем в почву поступает более 250 тыс. т свинца в год. Кроме того, по данным американских исследователей источниками загрязнения свинцом являются также продукты сжигания твердых отходов (13%), индустрия (11%) и сжигание угля и нефти (3,8%), которые ежегодно рассеивают над континентами около 100 тыс. т свинца.[ . ]

Читайте также:  Удельный вес металлов меди свинца

В кн.: Предельно допустимые концентрации атмосферных загрязнений.[ . ]

Ученые связывают это явление со снижением уровня загрязненности воздушного бассейна выхлопными газами автомобилей, что наглядно свидетельствует о пагубных последствиях чрезмерного развития автомобильного транспорта на здоровье людей. Особенно сильно загрязняют воздушные бассейны городов промышленные предприятия. Например, при определенном направлении ветра воздух Софии насыщался соединениями свинца, которые выбрасывает находящийся в 17 км металлургический завод в Кремиковицах. Чрезмерное загрязнение воздушной среды (по данным ООН в 100 раз выше допустимого предела) наблюдается в Мехико, так как в нем сосредоточено 60 % всех промышленных предприятий страны.[ . ]

При работе автомобильного двигателя атмосферный воздух загрязняется, помимо окиси углерода и соединений свинца, и другими веществами. Выше при описании случаев загрязнения воздуха в Лос-Анжелосе было отмечено, что в соответствии с современными данными автомобили являются главным источником веществ, создающих условия возникновению смога. Другими словами, выхлопные газы автомобилей загрязняют воздух углеводородами и окислами азота; из них под действием солнечной энергии образуются вещества, вызывающие возникновение тумана, раздражение глаз, повреждение растений. Двигатели автомобилей выделяют также вещества, которые в эксперименте на животных оказались канцерогенными. Значение этого факта для человека рассматривается ниже.[ . ]

Исключить поступление высокотоксичных соединений свинца в атмосферу возможно за счет перехода па неэтилированный бензин (что и делается в больших городах и у пас в стране, и ряде стран Западной Европы). В Башкортостане имеются потенциальные возможности уменьшения загрязнения атмосферного воздуха автомобильным транспортом путем замены этилированного бензина на неэтилированный, так как на НПЗ республики вырабатывается довольно большой объем высокооктанового бензина и вывозится за пределы.[ . ]

Операции пайки сплавом ПОС-40 и ПОС-61 сопровождаются загрязнением воздушной среды аэрозолем свинца. Количество поступающего в воздух свинца и степень контакта с ним зависят от организации рабочих мест и эффективности местной вентиляции.[ . ]

Это и твердые частицы, например частицы сажи, асбеста, свинца, и взвешенные жидкие капельки углеводородов и серной кислоты, и газы, такие, как оксид углерода, оксиды азота, диоксид серы. Все эти загрязнения, находящиеся в воздухе, оказывают биологическое воздействие на организм человека: затрудняется дыхание, осложняется и может принять опасный характер течение сердечно-сосудистых заболеваний. Под действием одних содержащихся в воздухе загрязнителей (например, диоксида серы и углерода) подвергаются коррозии различные строительные материалы, в том числе известняк и металлы. Кроме того, может измениться облик местности, поскольку растения также чувствительны к загрязнению воздуха.[ . ]

Таким образом, цветная металлургия вносит заметный вклад в загрязнение атмосферного воздуха (18% всех выбросов в России от промышленных стационарных источников). Особенно существенна доля отрасли в выбросах наиболее опасных веществ — свинца (34 объема его промышленных выбросов) и ртути (более % выбросов ртути всей промышленностью России).[ . ]

Для иллюстрации первого подхода приведем пример. Допустим, что при загрязнении атмосферного воздуха свинцом в концентрации 0,002 мг/м3 атрибутивный риск заболеваемости детей болезнями нервной системы составляет 30% бтносительно тех же условий, но при отсутствии загрязнения воздуха свинцом. Иначе говоря, риск возникновения патологии нервной системы (R) составляет 30,% (или 0,3) при концентрации свинца в воздухе С = 0,002 мг/м3.[ . ]

В атмосферу городов 50—90% загрязнителей поступают от автотранспорта (60%, общего загрязнения земли). В их составе более 200 компонентов, из которых только пять нетоксичных [13, 14, 15]. Концентрация СО в воздухе крупных городов достигает 30— 35 мг/м3 и создает опасность хронического отравления [11]. В течение года автомобили такой маленькой страны, как Швейца- -рия, выбрасывают в воздух 165 т очень ядовитых соединений свинца. По исследованиям выброс сернистого ангидрида за год в атмосферу [2, 8] составляет (млн. т): США — 40; ФРГ — 4; Канада — 3,5.[ . ]

Производство аккумуляторных батарей, потребляющее около половины производимого свинца, относительно мало влияет на загрязнение окружающей среды, так как примерно 80% батарей поступает на вторичную переработку. Хотя при выплавке свинца выделяется много загрязнений, их воздействие обычно локализовано, но загрязнение воды и воздуха наблюдается на расстоянии до 100 км от этих заводов [17].[ . ]

На таком же расстоянии было обнаружено повышенное содержание свинца в траве и во мху. В Австралии были определены уровни содержания свинца в воздухе, почвах, траве и растениях поблизости от завода в районе Ньюкасла (Новый Южный Уэлс) и на различном расстоянии от него. Основная масса загрязнений легко удалялась промывкой.[ . ]

На Международной конференции в Мюнхене (июнь 1984 г.) по установлению причин и предотвращению ущерба лесам и водоемам в результате загрязнения воздуха в Европе обсуждались конкретные пути уменьшения выбросов двуокиси серы, окислов азота в различных странах, пути борьбы с выбросами свинца в воздух при работе транспорта [15].[ . ]

В зависимости от качества горючего и добавляемых к нему специальных веществ (присадки) в автомобильных газах могут содержаться соединения свинца и сернистый ангидрид. Загрязнение атмосферного воздуха свинцом обусловлено тетраэтилсвинцом, добавляемым к бензину для предупреждения детонации. В 1 л бензина может содержаться около 1 г тетраэтилсвинца. Продукты его разрушения выбрасываются в виде хлорида, бромида, сульфата, окиси и фосфата свинца.[ . ]

АНТИГЕНЫ [от гр. anti и genos — род] — чуждые для организма вещества, вызывающие в крови и др. тканях образование антител. АНТИДЕТОНАТОРЫ [ог гр. anti и лат. detonare — прогреметь]- вещества, добавляемые в топливо двигателей внутреннего сгорания для повышения его сопротивления детонации (повышения т.н. октанового числа). В качестве А. в значительных количествах еще используют тетраэтилсвинец и/или тетраметил-свинец в сочетании с галогенсодержащими соединениями для удаления свинца после сгорания бензина. Автотранспорт, использующий этилированный бензин, является основным источником загрязнения воздуха (особенно в крупных городах) свинцом, а также диоксинами (см. раздел 3).[ . ]

Источник

Adblock
detector