Когда стали летать пассажирские самолеты

История развития первого класса гражданской авиации (52 фото)

История развития гражданской авиации довольно интересный и увлекательный предмет, который показывает развитие воздушных судов и условий их пассажиров. В этом посте вы узнаете для себя много нового, например, то, что золотой век гражданской авиации остался в прошлом и сейчас нам предлагают лишь небольшую часть того, чем были обеспечены пассажиры несколько десятилетий назад.

На заре авиации салоны самолетов выглядели совсем не так, как мы привыкли. Самые первые самолеты были узкими и длинными, а пассажирские сидения воспринимались как новшество, некое роскошное и необязательное дополнение, как икра к бутерброду с маслом. Первыми сидениями служили самые обычные стулья и кресла, ремней безопасности не было. Поначалу пассажиры сидели сразу за пилотом, перегородок не было. Выглядело это примерно так. 1926 год. Кабина с подогревом — повод для гордости.

Самолеты становились больше и длиннее, сидения ставили в два ряда.

Фото 1930-х годов.

Агитационный самолет «Максим Горький», 1934 год

Когда самолеты стали более-менее пригодными для коммерческих перевозок пассажиров, возникла потребность и в обслуживающем персонале. Вот Эллен Черч, первая в мире стюардесса. Начала работать в 1930-м году. Курить разрешается! Запрет на курение — изобретение последних 20-30 лет, раньше все дымили сигаретами, сигариллами и сигарами, про вред от пассивного курения никто не думал.

Постепенно возможности авиационной промышленности росли. Проектировщики вдохновлялись роскошными железнодорожными экспрессами и океанскими лайнерами и делали в самолетах отдельные купе на 2-3 человека. Вопрос комфорта пассажиров стоял остро: в 1938 году полет из Лондона в австралийский Брисбен длился 11 дней (на корабле — больше месяца) и предполагал около 20 остановок. Рекламные буклеты британской авиакомпании Imperial Airways гласили: «Из Лондона в Сингапур — за 8 дней!». Гордостью компании был «Летающий корабль Эмпайр». Сидения:

Как в лучших ресторанах Парижа.

Что-то вроде светского салона на борту.

Завтрак в постель.

Основа всех основ — здоровый сон.

Говорить о классах обслуживания в данном случае неверно. До 1950-60-х годов все было первым классом: билеты стоили очень дорого, и позволить себе купить их могли лишь обеспеченные люди. Например, путешествие из Лондона в Сингапур стоило по нынешнему курсу 17 600 долларов. Самолет был филиалом светского салона, куда являться в футболках и шортах, как привыкли мы, считалось неприемлемым. Пассажиры вступали на борт едва ли не в вечерних нарядах. На фото — американский самолет Sikorsky S40B, 1930-е годы.

Тот же самолет, господа обедают. Обратите внимание: никаких одноразовых тарелочек, только хрусталь, только фарфор! Также пассажирам в неограниченном количестве предлагался алкоголь. Однако случаи пьяных дебошей были редки, так как потенциальные буяны — маловоспитанные пролы — отсеивались еще на этапе покупки билетов.

Британские актеры Уинифред Шоттер и Джек Лестер летят в Индию, 1945 год.

Бар на борту, около 1945 года

На самолетах вполне могли подать обед из 5-6 перемен.

1955 год, дизайнер салона — Генри Дрейфус

Одним из символов «Золотого века авиации» считается Боинг 377 Стратокруизер, который начал использоваться с 1949 года. В нем также были спальные места:

Самолеты такие удобные, что можно путешествовать и с детьми, намекают нам эти фотографии.

Читайте также:  Какая сталь для воздуховода

Обед на Стратокруизере.

А это 1952 год и один из первых коммерческих реактивных самолетов. Женщина делает косметические процедуры в специально предназначенной для этого комнате.

Боинг 707, его эксплуатация началась с 1958 года в Pan American, которая в 1960-е считалась самой роскошной авикомпанией в мире. 1959 год, пассажиры пьют за любовь.

Ведут светские беседы в салоне.

Так как самолеты становились все более быстрыми, необходимость в кроватях отпала, и они редуцировались до раскладывающихся кресел. Это 1958 год.

Следующий важный этап в истории гражданской авиации — Боинг-747. Пассажирам первого класса подают обед.

Наливают шампанское. В те времена к стюардессам предъявлялись очень строгие требования. Они должны были являть собой сочетание модельной внешности, манер светской львицы, умений домработницы, официантки и медсестры (например, при необходимости стюардесса могла принять роды). Были и формальные критерии: вес от 49 до 60 кг, возраст от 21 до 27, высокие моральные качества и отсутствие мужа. В Pan Am на собеседовании девушек просили перевести текст с французского на английский, пройтись по комнате, чтобы продемонстрировать походку и осанку, и взвеситься. Тех, кто проходил отбор, авиакомпания обучала этикету, географии, национальным традициям разных стран.

Середина 1960-х, стюардесса с модной высокой прической предлагает закуски.

Обратите внимание, как одет стюард

Американская Braniff International, 1967 год

Октябрь 1969 года. Советские разведчики Леонтина и Моррис Коэн, обмененные на своего британского коллегу, летят из Лондона в Варшаву со всем комфортом. Курить по-прежнему разрешалось.

Размышления о 1950-60-х годах для гражданской авиации на Западе неизменно наполнены тоской по утраченной роскоши. Но слышали ли вы когда-нибудь, чтобы кто-то грустил о советских самолетах? Я — нет. Давайте посмотрим, как обстояли дела в СССР.

Большинство летавших тогда на самолетах никакого первого класса не помнят. На самом деле он был. Как таковой он впервые был спроектирован в ТУ-104 (начало эксплуатации — 1956 год). Однако для внутрисоюзных рейсов машины переделывались: первый класс, диваны и прочие излишества убирали. За счет этого число посадочных мест возрастало. Это касается и последующих моделей самолетов. Поэтому на внутрисоюзных перелетах никаких классов не было, за очень редким исключением. По блату можно было получить первый ряд. На нескольких самолетах меняли компоновку первых двух-трех рядов и сделали больше расстояние между креслами, вот и весь комфорт. Зато разрешалось курить!

Другое дело — заграничные рейсы. Здесь «Аэрофлот» старался соответствовать западным стандартам. Были два класса, экономичный и первый. В 1957 году Советский Союз посетил фотограф американского журнала LIFE Говард Сочурек и заснял интерьеры ТУ-104. Первый класс был сделан в виде отдельных купе и выглядел так:

Собак разрешали провозить прямо в салоне.

Часто на места первого класса сажали самых обычных людей.

Советские граждане во время перелета не распивают алкогольные напитки, как американцы, а читают и беседуют про Карла Маркса!

Кухня на ТУ-104. Именно тогда в СССР появилось понятие питания на борту.

Везде деревянные панели и кожа. Все были впечатлены.

. но ТУ-114 поразил граждан еще больше. Там появились полноценные спальные купе класса люкс на трех человек. Пассажирам выдавали подушку и одеяло.


В Союзе тоже умели жить красиво.

Вот сидячий первый класс.

Никита Сергеевич Хрущев в салоне личного самолета Ил-18, 1959 год.

Салон главы государства в разных модификациях ТУ-134.

Вот информационная брошюра Аэрофлота на зиму 1961/62, можно посмотреть порядок цен на билеты. Напомню, что в 1962 году среднемесячная зарплата в СССР составляла 84 рубля. В 1973 году самый дорогой билет, Москва-Токио, стоил 1658 рублей в первом классе (при средней зарплате в 125 рублей).
В 1968 году состоялся первый рейс Москва-Монреаль-Нью-Йорк на ИЛ-62. Пассажиров потчевали так: «в первом классе подавали черную икру с лимоном, мурманский палтус, водку и коньяк, а эконом кормили цыплятами-табака с зеленым горошком, лососем, красной икрой, а на десерт – песочные пирожные-колечки.»

Читайте также:  Стали чужие друг другу что делать

Первый класс в ТУ-144.

А вот рекламные фотографии Аэрофлота конца 1980-х — начала 1990-х.

Источник

Гражданская авиация. ТОП-9 фактов о первых полётах и самолётах.

Пассажирские самолёты: кто, куда и когда летал 100 лет назад.

Когда родилась профессия стюардессы.

Вам трудно в это поверить, но каких-то 130 лет тому назад в небе не существовало самолетов. Никто не задирал голову, услышав знакомый гул. Не подсматривал в мобильное приложение, пытаясь угадать, какой рейс какой авиакомпании заходит на посадку над вашей головой. Не узнавал борт по форме хвоста и числу двигателей. Авиации еще не существовало.

Отдельные мечтатели, сумасшедшие и смелые, пытались поднять в небо свои планёры причудливой формы. Но они взлетали не всегда. А если и взлетали, то точно без пассажиров и расписаний.

А потом все ка-а-ак понеслось… Точнее, полетело. Военные самолеты, морская авиация, гражданские и грузовые перелеты. Воздушные корабли преодолевали все более дальние расстояния, поднимали все более тяжелые грузы. И чем масштабнее развита авиация сегодня, тем интереснее вспомнить о тех, кто были первыми в своем деле. Мы собрали для вас 9 интересных фактов о первых гражданских перелетах в мире и в России.

Факт 1. Первый пассажирский самолёт

Первый самолёт для катания пассажиров был спроектирован французским пилотом-конструктором Луи Блерио. Модель называлась «Блерио XXIV Limousine». С 1911 г. он осуществлял полеты с желающими на борту. А его конструктор, месье Блерио, знаменит еще тем, что поставил несколько личных рекордов. Например, первым благополучно перелетел через Ла-Манш.

Блерио XXIV Limousine

Факт 2. Первый пассажирский самолёт в России

Началом русской гражданской авиации можно считать март 1913 года. Именно тогда поднялся в воздух четырехмоторный «Гранд» авиаконструктора Игоря Сикорского. Он строился как комфортабельный пассажирский лайнер. Судите сами: в «Гранд» для публики были заранее предусмотрены салон с креслами, столик и даже туалет!

Правда, когда о предстоящем полёте странной машины со стеклянной будкой сообщили в газетах, многие граждане решили, что это розыгрыш. И лишь когда Сикорский сделал несколько кругов над Петербургом, горожане поверили в реальность пассажирских полетов.

Самым дальним экспериментальным достижением «Гранда» стал перелет Петербург-Киев-Петербург с одной промежуточной посадкой.

«Гранд» Сикорского

Факт 3. Первый коммерческий международный рейс

25 августа 1919 года (всего лишь 102 года назад!) совершил перелет из Лондона в Париж небольшой двухместный самолет с пассажиром на борту. Это считается первым в мире коммерческим авиарейсом.

Кто же был этим отважным человеком? Британский журналист газеты Evening Standard по имени Джордж Стивенсон-Рис. Компания, которая организовала перелет, в последствии стала всемирно известной British Airways. Само путешествие составило 347 км и заняло 2,5 часа. Для сравнения, в наши дни такой рейс длится не более 40 минут.

А вот цена билета была, конечно, впечатляющей. По современным подсчетам рискованная затея обошлась единственному пассажиру примерно в 1800 евро. Сегодня заурядный перелет из одной столицы в другую заметно подешевел. Если будете в Лондоне и захотите одним глазком посмотреть, как там дела у Эйфелевой башни и острова Ситэ, можно слетать в Париж за 30-50 евро. Причем, намного комфортнее. Ура прогрессу!

Читайте также:  Где используется сталь 50хга

Конечно, в 1919-м Джорджу Стивенсон-Рису не пришлось проходить таможенный досмотр. Любопытно, что он прихватил с собой в поездку: несколько газет, письма, парочку банок сгущенных сливок для парижского ресторана и рябчики для повара британского посла. Вот такой багаж.

Первый международный пассажирский перелёт

Факт 4. Первый советский пассажирский аэроплан

Самым популярным в разных странах, а, заодно, и первым пассажирским лайнером в советской истории стал Junkers F.13. Он был рассчитан на 2-х пилотов и 2-х пассажиров. Летал немецкий самолет по всему миру. И именно на нем с 1923 года в Советском Союзе стали совершать регулярные пассажирские перелеты.

Junkers F.13

Факт 5. Первая русская авиакомпания

Постоянные рейсы по маршруту Москва ― Нижний Новгород на Junkers организовала первая авиакомпания, бабушка нашего Аэрофлота. Она называлась Российское общество Добровольного воздушного флота ― «Добролёт». Очень скоро у нее появились коллеги: Закавказское общество воздушных сообщений «Закавиа» и украинское «Укрвоздухпуть».

Факт 6. Первый аэропорт

Самым старым аэропортом в мире является «Гамбург», лётное поле в 8-ми км от центра города. Впервые он открылся аж в 1911 году! И целых 110 лет ежедневно принимает и отправляет коммерческие рейсы с пассажирами и грузами. За один год через старейший аэровокзал мира проходит (или точнее, пролетает) примерно 13 миллионов пассажиров. Интересно, сколько же всего самолетов взлетали в воздух за всю историю его существования?

В России первый аэродром построили в Москве на Ходынском поле. Теоретически он даже на год старше своего немецкого коллеги. Правда, сначала занимался, в основном, не пассажирскими рейсами, а опытными полётами.

Строили Ходынское поле в складчину, на пожертвования всех неравнодушных граждан. Участвовал в проекте и Николай Жуковский. С начала 20-х годов здесь запустили регулярные рейсы, а в 1931 построили первое здание вокзала. Между прочим, на то время самое большое в мире!

Факт 7. Первые бортпроводники

Конечно, на первых авиарейсах и речи не было о заботливых стюардессах и внимательном сервисе. Но когда число воздушных пассажиров стало расти, в компании пилотов и механиков появилось новое лицо ― бортпроводник.

Сначала стюардами работали исключительно мужчины. Удивительно, как быстро это стало женской профессией.

Первого в мире бортпроводника звали Хайнрих Кубинс. С 1912 год он обслуживал пассажиров дирижабля. Более двадцати лет этот человек проработал на различных моделях дирижаблей. Однажды на борту случился пожар, и Кубинс помог спастись многим пассажирам. Все окончилось благополучно.

В 1928 году Германия первой начала включать бортпроводников в состав лётного экипажа. А американцы решили заменить сдержанных парней привлекательными девушками. Первой стюардессой в истории пассажирских перелётов стала Эллен Черч из Сан-Франциско (компания United Airlines).

Эллен Черч

Факт 8.Первая русская стюардесса

На советских авиалиниях стюардесса впервые появилась в 1939 году. Ее звали Эльза Городецкая. Целых два месяца эта девушка был единственной бортпроводницей Советского Союза. Руководители компании даже не знали, как оформить ее на работу. Ведь никакой стюардессы среди советский профессий просто не существовало! Так и числилась гражданка Городецкая по одной версии буфетчицей, а по другой, кладовщицей.

Факт 9. Первый дьюти-фри

Магазин беспошлинной торговли впервые открылся в 1947 году, в аэропорту Шеннон, в Ирландии. Идея была именно такой, какой мы знаем ее и сегодня. Продавать товары дешевле, без налога и акцизов, чтобы люди, ожидающие своего рейса, совершали покупки, привлеченные очевидной выгодой.

Сегодня магазины дьюти-фри есть в любом аэропорту. А самые известные точки в крупнейших аеропортах по роскоши и размаху не уступают знаменитым бутикам на 5й Авеню.

Источник