Краски со свинцом список



Анализ красок на присутствие свинца

Анализ красок на свинец с помощью Рентгено-флюоресцентного анализа (РФА)

Свинец составляет около 2% массы земной коры и распространен повсеместно. Он является одним из широко распространенных в окружающей среде токсичных элементов.
Свинец очень подвижен и следует за человеком всюду.


Он был известен за 6-7 тысяч лет до н. э. народам Месопотамии, Египта и других стран древнего мира. Свинец использовали для изготовления статуй, предметов домашнего обихода, табличек для письма. Римляне пользовались свинцовыми трубами для водопроводов. Соединения свинца применялись в Древней Греции и Риме как составные части лекарств и красок.
Учёные-токсикологи считают, что в падении Рима повинно отравление свинцом. Из-за систематического отравления малыми дозами свинца средняя продолжительность жизни римских патрициев не превышала 25 лет.
Современными промышленными источниками свинцового загрязнения являются предприятия цветной металлургии, лакокрасочные, аккумуляторные, машиностроительные и полиграфические производства. В России отравление свинцом всегда рассматривалось лишь как профессиональное заболевание, которое сопутствует производству продукции на основе его соединений. Свинцовые краски, используемые для определенных видов промышленного применения, уже давно вносят свой вклад в производственную свинцовую интоксикацию рабочих.
Однако фактические масштабы свинцовой интоксикации среди населения страны до сих пор неизвестны, они теряются среди данных общего анализа воздействия тяжелых металлов на здоровье человека. Необходимо отметить, что среди тяжелых металлов свинец является единственным элементом, который благодаря длительности и масштабам применения накопился в окружающей среде практически повсеместно и в огромных количествах.
Свинец является канцерогенным металлом, это — экотоксикант №1 в мире.
Особенно опасен свинец для детей. Свинец и его производные проникают с кровотоком в клетки таких жизненно важных органов, как головной и костный мозг, почки, оказывая вредное воздействие на их нормальное функционирование. Воздействие свинца для детей представляет гораздо большую опасность, чем для взрослых, а последствия для здоровья ребенка обычно являются необратимыми и могут проявляться в течение всей последующей жизни.
Если организм взрослого человека усваивает только 10% поглощенного свинца, организм ребенка способен усвоить 50% — в пять раз больше. Главная причина токсичности свинца заключается в том, что он способен замещать кальций в системе передачи нервных сигналов, в том числе в костях и белковых структурах.
Последствия отравления свинцом в детском возрасте настолько серьезны, что Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) внесла в официальный перечень заболеваний умственную отсталость, вызванную воздействием свинца. По оценке ВОЗ в результате интоксикации свинцом ежегодно фиксируется около 600 000 новых случаев отставания интеллектуального развития детей.
В случае попадания свинца в организм ребенка происходит поражение его нервной системы, повышается вероятность того, что в школе у него будет больше проблем с учебой и что он будет склонен к импульсивному и агрессивному поведению. Последствия такого воздействия будут проявляться в течение всей его жизни, снижая его трудовой потенциал и делая его менее успешным в экономическом смысле.
Одним из главных источников воздействия свинца на детей признан свинец, содержащийся в красках. В некоторых случаях свинцовыми красками для промышленного применения красят игровое оборудование на детских площадках или же применяют для окраски мостов и других конструкций, рядом с которыми могут играть дети.
Поэтому тестирование окрашенных поверхностей на содержание свинца, особенно на детских площадках, необходимо.

Опасные игрушки
Особенно опасны для детей игрушки, содержащие свинец. Жалуется мать ребенка: “Мы открыли подаренную ребенку новую игрушку, от которой попахивало химией. На коробке было указано, что игрушка китайская. Причем, на этикетке было написано «сан пин такой-то», «гост», «изготовлено из высококачественной пластмассы» и т.д. Игрушка была приобретена в одном из крупных сетевых магазинов. Практически не попадается игрушек, сделанных не в Китае. Максимум, на что можно рассчитывать – «произведено под контролем» США, Канады или Евросоюза. Китайские игрушки не только не ушли с российского рынка, они его просто оккупировали”.
В США обнаружено превышение допустимого уровня содержания свинца более чем в 4 раза в игрушках, которые вручали детям в библиотеках в качестве поощрительного приза за чтение книг.

Свинец в елочных игрушках!
Проведённые анализы ёлочных игрушек на содержание вредных веществ просто шокируют — красные пластмассовые шары и красные бусы (китайское производство): более чем в 1000 раз превышена норма по содержанию сурьмы. Бусы серебряные и синие (того же производителя, что и красные) — примерно в 2 — 3 раза зашкаливает свинец. Сама искусственная ель: мышьяк — в 15 раз, свинец — в 150. Чем ярче цвет таких игрушек, тем опаснее они могут быть из-за высокого содержания свинца и сурьмы, которые часто применяют для их окрашивания. Китайские игрушки чаще оказываются опасными, поскольку в Китае менее жесткие требования к потребительским товарам. Источником воздействия свинца на маленьких детей являются также газеты и журналы с цветной печатью, т.к. в цветных типографских красках содержатся высокие концентрации свинца.

Даже в некоторых красках тех производителей, которые утверждают, что их продукция является экологически безопасной и что они следуют стандартам ЕС, содержатся очень высокие концентрации свинца (свыше 10 000 ч/млн).
Свинец входит в состав детской бижутерии — это кольца, браслеты, цепочки, броши, кулоны, талисман и т.п. С помощью свинца производители придают изделию серебристость. Такие украшения несут потенциальную опасность, особенно если ребенок возьмет игрушку в рот или проглотит ее.
В Америке 4-летний мальчик умер от отравления свинцом после того, как проглотил игрушку-талисман.
Несмотря на многочисленные случаи отравления свинцом, на рынок продолжают поступать сотни тысяч детских украшений, на 90% состоящих из свинца. В основном подделки под украшения имеющие высокое содержание свинца или покрытые краской с добавлением этого вещества, предназначенные для детей, очень популярны среди родителей с небольшим заработком из-за своей дешевизны.

Косметика, которая может убить

The Washington Post опубликовал информацию о том, что 400 производителей губной помады использовали в производстве свинец, который может негативно влиять на основные процессы организма и вреден для всех органов человеческого тела.

Стандарты на содержание свинца
Во многих странах с высокой степенью промышленного развития приняты законы, нормативно-правовые акты или обязательные стандарты, запрещающие изготовление, импорт, продажу или использование свинецсодержащих красок для обработки внутренних и внешних поверхностей домов, школ и коммерческих зданий. В последние годы требования таких нормативно-правовых актов все более ужесточаются.
Стандартом, принятым еще в 2008 г в Соединенных Штатах, устанавливается максимальная концентрация свинца в пределах 90 частей на миллион (ч/млн) общего (сухого) веса в малярных красках и многих других категориях красок. Этот предельно допустимый уровень применяется для красок и других аналогичных покрытий, которые применяются для детских игрушек и определенных видов мебели.
Соответствующий запрет распространяется на краски, которые применяются в жилых помещениях, школах, лечебных учреждениях, парках, детских площадках и общественных зданиях или для других мест, где потребители могут непосредственно контактировать с окрашенными поверхностями.
Во многих других странах приняты обязательные ограничения содержания свинца в пределах от 90 до 600(промышленные объекты) ч/млн общего (сухого)веса.
В России краски для внутренних малярных работ, содержащие свинец, запрещены законодательством, принятым в СССР в 1929 и 1984 гг. и позднее Российской Федерацией в 1991 и 1992 годах. В 1991 г. Россия ратифицировала Конвенцию МОТ об использовании свинцовых белил в малярном деле.
Независимые исследования показывают, что краски содержащие свинец, которые используются в основном для наружных работ, можно легко найти на российском рынке.
Масляные краски на основе свинца
Как показывают многочисленные исследования, свинцовые пигменты широко используются в изготовлении различных бытовых красок — белил, эмалей и т.д. Почти все масляные краски содержат свинец в опасных концентрациях. Больше всего свинца содержится в синих, красных и зеленых красках. Три четверти красок, продающихся на территории Российской Федерации, содержат недопустимо высокие концентрации свинцовых соединений.
Посуда, выкрашенная свинцовыми красками, опасна для здоровья. Отравление происходят при попадании в пищу свинца из глиняной посуды, покрытой глазурью, из луженой посуди или с оборудования, покрытого оловом с повышенным содержанием свинца, а также из эмалированной посуды при нарушении рецептуры изготовления эмали. Со временем свинцовая краска начинает разрушаться и в виде микрочастиц попадает в еду.
Стены, выкрашенные такими красками, еще более опасны, чем свинцовая посуда. Свинец в таких красках уже находится в мелкодисперсном состоянии. Его микрочастицы переходят в воздух и в виде пыли оседают в легких или попадают в пищеварительный тракт.
Соединения свинца чаще всего добавляют в краски в качестве пигментов. Пигменты используют, чтобы придать краске цвет; сделать ее непрозрачной (чтобы она обладала хорошей кроющей способностью) и защитить окрашиваемую поверхность от воздействия солнечного света.
Соединения свинца могут также добавлять в масляные краски (эмали) в качестве сиккативов (иногда их называют ускорителями засыхания или катализаторами). При засыхании эмалей образуется прочная и гладкая поверхность. Соединения свинца иногда добавляют в краски для окраски металлических поверхностей, чтобы защитить их от ржавчины и коррозии. Свинец добавляют в краску для придания яркого цвета.
Данные о концентрациях свинца в зависимости от цвета красок показывают, что чаще всего уровни свинца свыше 90 ч/млн обнаруживаются в красках яркого цвета (синие, красные, зеленые и желтые).
Образцы синих, красных и желтых красок содержали опасно высокие уровни свинца — свыше 10 000 ч/млн.

Читайте также:  Ацетат свинца вред для здоровья

Отечественные краски тоже содержат опасный свинец. (Информационная служба «Эко-Согласие», 23.10.2013)
К такому выводу пришли эксперты «Эко-Согласия» (в декабрь 2011г), проанализировав 21 пробу красок, купленных в России. Анализировали краски методом РФА семи различных марок, все они были произведены в Российской Федерации. Три четверти (16 образцов) из общего числа проанализированных проб (21) красок содержали свинец в концентрациях свыше предложенного приемлемого уровня в 90 частей на миллион, а в более чем двух третьих (14 образцов) эти уровни превышали 600 ч/млн. В пятой части всех образцов (4 образца) содержание свинца было опасно высоким и превышало 10 000 ч/млн. Самый высокий уровень свинца был обнаружен в синей краске (52 900 ч/млн), что превышает предложенный приемлемый уровень (90 ч/млн) в 588 раз.
Результаты исследования показывают, что масляные краски (эмали) для бытового применения с высоким содержанием свинца широко доступны на рынке Российской Федерации. Это подвергает огромное количество детей в Российской Федерации угрозе долгосрочного ущерба для здоровья, а также ограничивает возможности для торговли с большинством европейских стран.
Так как содержание свинца в красках в маркировке на банках не указывается, то единственным способом установить, что та или иная краска содержит свинец, является проведение лабораторного анализа. Самый быстрый и надежный метод анализа — РФА (рентгено-флюоресцентный анализ)


Провести анализ краски на свинец можно несколькими способами, однако рентгенофлуоресцентный метод позволяет определить элементный состав краски (в том числе и свинец) быстро и точно. Предел количественного определения метода составляет порядка 0,001% или 10 ppm. Подготовка пробы к количественному анализу краски заключается в высушивании и измельчении образца краски, до размера частиц порядка 50 мкм. Измельченный материал пробы прессуется в таблетки, которые помещаются в прибор и анализируются. Анализ образцов выполняется автоматически по заданной программе, поставляемой со спектрометром.

Рентгено-флюоресцентный анализ (РФА) — один из современных спектроскопических методов исследования вещества, позволяющего быстро, точно и недорого определить много-элементный состава любого вещества. Благодаря своей высокой эффективности метода РФА позволит осуществлять высококачественный экспресс –контроль и экологический мониторинг.
Прямой анализ элементного состава краски можно провести без пробоподготовки по окрашенной поверхности ручными спектрометрами.

Особенно опасны старые разрушающиеся красочные покрытия. Краска в них часто содержит свинец. Разрушающаяся старая краска крошится, превращается в пыль, отравляя всё вокруг.
До нашего времени ещё сохранилось много деревянных изделий и стен в квартирах и домах, бытовой мебели, детских игрушек, где в основе краски есть свинец.

Анализ красок производителей разных стран по методу РФА был по заказу Киргызстана проведен в США 10.2013г.
Подготовка образцов краски для анализа в США

Каждая банка краски тщательно размешивалась, краска наносилась кисточкой для одноразового использования для каждого образца на деревянную рейку, на которой предварительно был проставлен номер образца. Образцы были подготовлены в соответствие с инструкциями. Комплекты для подготовки образцов были заранее укомплектованы и отправлены в Кыргызстан. Рейка для размешивания и кисточка использовались только один раз, чтобы избежать нежелательного загрязнения и смешивания разных образцов. После того, как образцы высохли, они были помещены в отдельные полиэтиленовые пакеты и отправлены в Соединенные Штаты Америки для проведения анализов на содержание в них свинца. Результаты анализа представлены в таблице.

Читайте также:  Фоллаут 76 где брать свинец

Все краски, которые были взяты для анализа, являются эмалевыми (на масляной основе) и предназначены для внутренних и внешних малярных работ для использования в быту.
Почти никто из производителей не включает в этикетки или другую информацию для потребителей предупреждения о связанных со свинцом вредных факторах.
Т.к. соединения свинца высокотоксичны, необходим жесткий контроль выходной продукции на производстве. Оборудование на основе РФА метода позволяет быстро и с высокой точностью определять превышение ПДК и процентное содержание веществ на основе свинца.
Следует очень серьёзно относиться к тому, что хроническое свинцовое отравление создает угрозу прежде всего ноосфере, ставит под вопрос умственное развитие и созревание подрастающего поколения, а следовательно, угрожает будущему наций и всего человечества в целом.

Источник

СВИНЦОВЫЕ КРАСКИ

Свинец дает целый ряд красок белого, желтого и красного-цвета, состоящих из различных свинцовых окислов и различ­ных свинцовых солей: углекислых, хромовых, сурьмяных и хлористых.

Входя в том или ином виде в состав каждой из красок группы, он придает им всем своеобразные характерные свойства.

Краскам этой группы присущи: 1) большой удельный вес (одни из наиболее тяжелых красок), 2) корпусность и плот­ность — способность крыть, 3) большая или меньшая ядови­тость, 4) способность чернеть от сернистых соединений (серо­водорода, паров сернистого аммония я пр.), т. е. превращаться в сернистый свинец — вещество черного цвета, 5) способность быстро высыхать на масле и сушить другие, смешанные с ними краски.

Способность свинцовых красок чернеть от сернистых соеди­нений представляет крупный недостаток красок этого рода, который не является, однакоже, препятствием к применению их в живописи по следующим основаниям: 1) присутствие сер­нистых соединений в обыкновенном воздухе жилых помещений весьма ограниченно, 2) лак, покрывающий живопись, является прекрасным защитником ее от действия вредных для нее газов и пр., 3) даже сильно зачерненные сероводородом (искусствен­ным путем) свинцовые краски в масляной (свежей) живописи сами собой под влиянием света и воздуха и дальнейшего оки­сления масла легко восстанавливаются в цвете, причем серни­стый свинец в этом случае переходит в сернокислый[6] — веще­ство белого цвета. Тот же результат достигается обработкой почерневших красок перекисью водорода. В старой масляной и клеевой живописи, где восстановление почерневших свинцовых красок, предоставленных только действию света и воздуха, силь­но замедляется, регенерация красок перекисью водорода наибо­лее уместна.

Кремницкие, кремсские белила. Blanc de lomb, blanc d’argent. Kremserweiss, Kremnitzerweiss. Flake white, white lead, ceruse.

Свинцовые белила были известны уже в глубокой древности; о них упоминают Диоскорид, Теофраст, Витрувий и Плиний. Греки называли краску «псимитион», римляне — «церуссой». В средние века производством краски занимались главным образом, венецианцы, от которых оно перешло затем к голландцам; позднее производством белил стал славиться город Кремниц в Венгрии, по имени которого одно время назы­вался высший сорт свинцовых белил, уступивших свое первен­ство кремсским белилам из города Кремса в Австрии, куда еще позднее перешло и где сосредоточилось производство на­званной краски.

Под именем свинцовых белил (и их синонимов) подразу­меваются краски, химический состав которых представляет раз­личные водные основные углесвинцовые соли, т. е. варьирует в известных пределах, представляя соединение углекислого свинца с водной его окисью, причем количественное взаимоотношение этих составных элементов не является постоянным, а в раз­личных сортах краски — различно.

Покрывающая способность краски принадлежит водной окиси свинца, количественное содержание которой в краске, однако, не должно превышать известной нормы. Хорошие белила содержат: 86% окиси свинца, 11,3% углекислоты и 2,4% воды (или приблизительно 70% углекислого свинца и 30% водной его окиси). Они носят в продаже название кремс­ских белил. Свинцовые белила — одна из наиболее тяжелых красок: удельный вес ее равняется 6,47.

Лучшим сортом свинцовых белил являются так называемые кремсские белила. Это наиболее дорогой и наиболее чистый продукт, единственно пригодный для живописи. Далее следует целый ряд различных сортов белил, которые уступают по своим качествам кремсским; таковы шифервейс и белила: кремницкие, венецианские (с 50% примеси шпата или барито­вых белил), гамбургские (с 66% примеси), голландские (с 80% примеси) и др.

Производство свинцовых белил ведется главным образом четырьмя способами: голландским (он же венецианский), не­мецким, французским и английским.

При голландском способе листы свинца, изогнутые спи­рально, помещаются в глиняные горшки такой формы, что налитая в них предварительно уксусная кислота не соприка­сается со свинцом. Горшки ставятся в конский навоз или корье, где образуется тепло, под влиянием которого уксусная кислота испаряется и реагирует на свинец, образуя при содей­ствии кислорода воздуха основную ускусносвинцовую соль. Эта соль при действии на нее углекислого газа, получающегося при гниении навоза и корья, переводится в основной углекислый свинец.

Немецкий способ производства свинцовых белил, называе­мый камерным, состоит в том, что тонкие свинцовые листы помещаются в деревянную камеру, через пол которой в нее поступают пары уксусной кислоты, воды и углекислого газа, добываемого сжиганием дерева, каменного угля и пр. В данном случае происходит тот же процесс образования белил, что и при голландском способе.

Белила, полученные вышеописанным способом, промываются водой, чтобы освободить их от свободного свинцового сахара, трутся с водой, высушиваются и обращаются в порошок. Полу­ченные немецким способом белила называются камерными.

По английскому способу свинцовый глет смешивается со свинцовым сахаром в густое тесто, которое затем подвергается действию углекислого газа.

Во Франции при производстве свинцовых белил раствор свинцового сахара осаждается углекислым газом (или содой). Получаемый продукт очень чист, но по своим качествам значи­тельно отличается от описанных выше, так как белила в этом случае плохо кроют. Кроме того, известно получение свинцовых белил посредством электролиза.

Читайте также:  Чему равна плотность свинца что это значит

Главнейшими примесями при недостаточной очистке белил являются: свинцовый сахар, металлический свинец, мел и мед­ные соединения. В различных сортах свинцовых белил нахо­дится до 10% свинцового сахара. Белила, содержащие медь, имеют красноватый оттенок. Нормальный продукт не должен содержать более 5 % свинцового сахара, 1 % мела и более 0,5 % воды.

Свинцовые белила жадно соединяются с маслом. Будучи растерты с водой и затем смешаны с маслом, они выделяют из себя воду и поглощают масло. Они применяются в гуаши, акварели, темпере, масляной и восковой живописи, во фреско­вой же и силикатной неприменимы, так как от щелочных свя­зующих веществ разлагаются. Идут на приготовление грунтов для масляной живописи в чистом виде и в смеси с цинковыми белилами. Количество масла, потребное для приготовления ма­сляной краски, колеблется (в зависимости от качества масла) от 8 до 14%. Для масляной живописи белила готовятся с ма­ковым маслом.

К положительным свойствам белил относятся: 1) прекрас­ный белый цвет, не изменяющийся от действия света; 2) изу­мительная пластичность и способность крыть; 3) способность давать плотный компактный слой, не образующий трещин и не отпадающий от поверхности, на которой лежит (даже при свер­тывании холста, покрытого ими); 4) способность быстро высы­хать с маслом и служить сиккативом для других смешанных с ними красок; 5) устойчивость к атмосферным воздействиям на открытом воздухе, превышающая таковую же всех других бе­лых красок; 6) пригодность почти для всех техник живописи, кроме фрески и силикатной живописи[7].

К отрицательным свойствам белил относятся: 1) сильная ядовитость; 2) потеря с течением времени части своей покры­вающей силы, результатом чего происходит просвечивание цвета поверхности, на которой лежит краска; 3) способность чернеть под действием сернистых газов и испарений и обра­щаться в сернистый свинец — вещество черного цвета; 4) на­клонность к желтению в масляной живописи в случае присут­ствия в белилах избытка водной окиси свинца.

Потеря кроющей силы у свинцовых белил, по мнению одних исследователей, объясняется образованием в краске полупрозрач­ного свинцового мыла, происходящим при излишнем содержании в последней водной окиси свинца под влиянием кислот, находя­щихся в связующих краску маслах и лаках. Другие объясняют это влияние потерей свинцовыми белилами химической воды и превращением водной окиси свинца в углекислый свинец, кото­рый лишен кроющих способностей. Так или иначе, но этот недо­статок свинцовых белил отразился в большей или меньшей сте­пени на всех произведениях старых мастеров, особенно на тех из них, которые пользовались темным грунтом, не придерживаясь рациональных методов живописи. Таковы произведения Каравад­жо, Рибейры, Пуссена и многих других.

Правильно учитывая все сказанное выше о свинцовых бели­лах, нельзя не придти к заключению, что белила эти, безусловно, необходимы в масляной живописи, хотя и не в чистом виде, а в смешении, например, с цинковыми или баритовыми белилами, подмесь которых ослабляет недостатки свинцовых белил.

Распознавание. Свинцовые белила в сухом виде в про­даже имеют вид тяжелого порошка, плиток и ступочек. При испытании их следует руководиться следующим:

1) при накаливании (на фарфоре) белила принимают оран­жевый оттенок, который по охлаждении переходит в светло-желтый;

2) при нагревании в пробирном стаканчике белила, содер­жащие большое количество свинцового сахара, чернеют;

3) разведенная азотная (и уксусная) кислота растворяет краску при обыкновенной температуре с шипением, образуя бесцветный прозрачный раствор без всякого осадка. Если по­лучится осадок, то он может быть тяжелым шпатом, сернокис­лым свинцом или гипсом, или кремнеземом, или глиноземом; в случае подмеси к краске мела, углекислого бария или цинко­вых белил последние также перейдут в раствор;

4) белила, выдержавшие испытание азотной кислотой, дол­жны растворяться в аммиаке и в крепком растворе едкого кали при нагревании и давать бесцветный прозрачный раствор; при получении осадка последний состоит из мела и углекислого ба­рия. Примесь цинковых белил и в этом случае не будет обна­ружена, так как они останутся в растворе. Если в растворе содержатся цинковые белила, то при действии на него сероводо­рода или сернистого натра получится белый осадок;

5) раствор сернистого натрия чернит белила.

Желтый сурик. Massicot. Bleiglätte, Silberglätte. Kings’yellow.

Химический состав его — окись свинца — тот же, что и свинцового глета.

Получается слабым прокаливанием свинцовых белил и пла­влением металлического свинца при доступе воздуха. Различие между массикотом и глетом только физическое: глет по строению кристалличен, массикот — аморфен.

Краска эта имеет скромный желто-оранжевый цвет. Она имела значение в истории живописи и была известна уже древ­нему Египту. Главное назначение ее, как и глета, заключается в том, чтобы служить материалом для варки быстросохнущего масла (олифы) и сиккативов.

Rouge de Saturne, minium, mine orange. Mennige Orangemennige, Pariserrot. Saturn red, red lead.

Яркая красно-оранжевого цвета краска, известная в древ­ности (Плиний описывает ее открытие).

По своему химическому составу представляет соединение кислорода со свинцом, в котором количественное содержание кислорода превышает содержание его в обыкновенной окиси свинца. Удельный вес его колеблется от 8,62 до 9,19.

Лучший сурик получается из чистых свинцовых белил, ко­торые под влиянием накаливания переходят в массикот и затем в сурик.

В кусках и порошке на свету сурик чернеет с поверхности, обращаясь в перекись свинца и получая темно-коричневый отте­нок. С маслом, которого берет всего 10—15%, он соединяется химически, превосходно кроет и сохнет быстрее всех других красок. В смесях с растительными красками обесцвечивается сам и обесцвечивает их. Теряет свой цвет в смеси со свинцо­выми белилами и при продолжительном выстаивании на свету в масляной живописи. Проба сурика на масле, подвергнутая мною продолжительному действию света, потеряла свой цвет настолько, что от него не осталось почти следов. Щелочи его не изменяют, и поэтому он может применяться во фресковой и силикатной живописи, где условно прочен.

Распознавание. Слабо разведенная азотная кислота разлагает краску, образуя темно-коричневую свинцовую пере­кись. Крепкая уксусная кислота совершенно растворяет сурик, образуя уксусносвинцовые соли.

Дата добавления: 2014-12-22 ; просмотров: 1680 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Источник

Adblock
detector