Олово мягче чем золото

Как самостоятельно отличить золото от других металлов

Случаются ситуации, когда внезапно предлагают очень выгодную сделку: купить украшения или предметы из золота по необычайно приятной цене. Как правило, подобные предложения поступают от частных лиц, а не от ювелирных магазинов. А потому встает вопрос о том, как отличить золото от других металлов. Тем более что на неофициальном ювелирном рынке с каждым годом появляется все большее количество якобы золотых украшений, которые на самом деле выполнены из различных сплавов. Визуально отличить подделку довольно сложно, хотя есть несколько доступных способов проверить качество золота без привлечения экспертов и лабораторных методов. Но если уровень подделки очень высокий, вы вряд ли определите точный состав предлагаемого вам блестящего изделия.

В древности наиболее распространенным методом определения того, золото перед вами или нет, был механический способ. Во многих вестернах и фильмах о пиратах мы видели его применение: когда золотые монеты пробуются в прямом смысле на зуб. Это связано с тем, что золото является мягким металлом, которое слегка деформируется, если к нему приложить силу. Но на самом деле этот дедовский метод совсем неидеален, ведь, например, тот же свинец также мягкий, и на его поверхности тоже останется след от укуса. Впрочем, и без этого зубодробительного метода можно обойтись. Существует много простых способов, как распознать, подделка перед вами или настоящий экземпляр.

Доступные домашние средства проверки золота

Самый простой способ, как определить «солнечный» металл быстро и точно в домашних условиях, предполагает использование небольшого количества йода. Этот простой медпрепарат наверняка найдется в каждой семье. Все, что вам для этого понадобится:

Как распознать золота с помощью йода

  • пузырек йода;
  • ватная палочка;
  • зубная паста;
  • ватный диск.

Окуните ватную палочку в йод и поставьте точку на поверхности изделия из предполагаемого золота. Рекомендуется делать это не на самом видном месте украшения. Например, если перед вами стоит задача проверить золотое кольцо, то проделайте эту процедуру с внутренней стороны ювелирного изделия.

Далее определить подлинность драгоценного метала довольно просто. Если спустя несколько минут йодовая точка останется изначального темного цвета, можете быть уверены, что перед вами золото, а не какой-то другой металл. А вот если пятнышко приобрело светлый, молочный оттенок, тогда перед вами, что угодно, но только не золотое украшение.

Когда вы удостоверились в подлинности ювелирного изделия, вам предстоит оттереть капельку йода, чтобы она не портила общий вид драгоценности. Можете не надеяться на то, что оно сотрется со временем. Для этого вам и понадобится указанная в списке необходимых инструментов зубная паста. Нанесите ее небольшое количество на йодовое пятно и оставьте его на пять минут. Затем аккуратно потрите пальцем, чтобы удалить пятнышко. Когда оно исчезнет, промойте украшение под проточной водой и тщательно протрите ватным диском.

Еще один быстрый и доступный способ отличить настоящее золото от других металлов предполагает использование уксуса, который также наверняка есть в каждой кухне. Просто налейте немного уксуса в чистую посуду и опустите в него изделие. Достаточно и трех минут, чтобы понять подлинность золотого украшения. Если за три минуты его поверхность не станет более темной, чем была изначально, это хороший знак. А вот явное потемнение свидетельствует о том, что украшение было сделано из какого-либо другого металла. После проведенного эксперимента просто вымойте изделие чистой водой и просушите мягким полотенцем.

Загляните в свою аптечку и найдите там ляписный карандаш. Этот чудо-препарат является антисептиком, произведенным на основе нитрата серебра. Обычно его используют, чтобы избавиться от бородавок, папиллом и других проблем с кожей, но, кроме своего прямого назначения, он также может быть нам полезен, чтобы отличить подлинный «солнечный» металл от других. В частности, с его помощью проще всего отличить настоящее золото от позолоты. В отличие от йода, вступающего в химическую реакцию с золотом, ляписный карандаш, наоборот, на него не реагирует, зато активно взаимодействует с другими металлами. Чтобы проверить им качество золотого украшения, нужно в незаметном месте слегка надпилить изделие. Затем смочите карандаш водой и помажьте им поверхность в надпиле. Подождите около пяти минут, чтобы оценить результат.

Если от ляписа появится темная полоса – значит, перед вами подделка.

Популярные лабораторные методы анализа золота

Более серьезные способы проверки подлинности золотых украшений применяют в ломбардах и на производстве. Среди наиболее часто используемых методов лабораторной проверки выделяются следующие:

  • капельный способ;
  • использование пробирного камня;
  • применение азотной кислоты;
  • пробирный анализ;
  • приборная апробация;
  • проверка рентгеновскими лучами.

Капельный метод проверки качества золота немного похож на домашний способ с использованием йода. Но только в лаборатории с этой целью применяются более сложные химические растворы. Они взаимодействуют с лигатурами, входящими в состав золотого сплава, и меняют их цвет. Тем самым эти растворы указывают на то, какие лигатуры (металлы) входят в золото и их количество. Для качественной проверки важен не только химический раствор, но и квалификация специалиста, желающего отличить золото от других используемых в ювелирной промышленности металлов. Он должен уметь видеть малейшие отличия в цвете во время химической реакции.

Одним из часто используемых для анализа состава золота химических элементов является хлор. В случае его применения цвет золота будет приобретать разный оттенок – в зависимости от пробы драгметалла. Если в ходе анализа на золотой поверхности проявилось пятнышко зеленого цвета, это говорит о том, что была протестирована 375 проба. Для самого ходового желтого или красного золота 585 пробы характерно появление светло-коричневого пятнышка. А вот на белом золоте аналогичной пробы в ходе химической реакции проступит пятно золотистого оттенка или оранжевого цвета.

Во многих ломбардах для определения качества золотых украшений используют пробирный камень − брусок черного цвета с шершавой поверхностью.

Это тонкозернистый кремнистый сланец. Для проверки качества изделия из золота специалист первым делом натирает пробирный камень миндальным маслом и насухо вытирает его с помощью специальной фильтрованной бумаги. Затем он проводит ювелирным изделием из золота черточку в полтора сантиметра на поверхности пробирного камня. После этого специалист наносит на камень штрихи специальными иглами с указанием пробы золота. Следом за этим он наносит поперек всех штрихов немного азотной кислоты. В ходе химической реакции сплавы начинают окисляться, и черточки приобретают разный цвет, по которому и судят о качестве анализируемого предмета из золота.

Сравниваются цвета, полученные от штрихов пробирных игл с цветом штриха золотого изделия. С каким из штрихов цвет совпадет, та проба и будет у анализируемого предмета из золота. Если оттенок черточки, оставленной проверяемым изделием на пробирном камне, будет темнее оттенка подходящей ему по цвету пробирной иглы, есть повод насторожиться. Это значит, что проба, нанесенная на поверхности проверяемого украшения, на самом деле ниже указанной. Если же цвет черты не совпадет ни с одной из других черточек, значит, проверяемое изделие создано не из золота, а из другого металла.

Оттенки драгоценного металла

Сложный лабораторный анализ

Использовать азотную кислоту для проверки золота можно и без манипуляций с пробирным камнем и специальными иглами. Для этого в лаборатории берут стерильную металлическую емкость, в которую кладут испытуемое золотое изделие. С помощью пипетки на поверхность капается небольшое количество азотной кислоты. Настоящее золото никак не отреагирует на это взаимодействие, а вот другие металлы выкажут себя, сменив оттенок. В зависимости от состава предмета, он может поменять цвет на зеленый или молочный. Зеленоватый оттенок свидетельствует о том, что украшение лишь покрыто слоем золотого напыления, но основа его состоит из другого металла. А молочный оттенок говорит, что перед вами качественное серебро с позолотой. Но в любом случае испытуемое украшение однозначно не из золота.

Пробирный анализ не подходит для определения подлинности небольших ювелирных украшений, его чаще применяют, когда нужно узнать качество золотых слитков или других массивных предметов из золота. Это связано с тем, что в ходе лабораторных манипуляций, чтобы отличить золото, от изделия отпиливается кусок в качестве анализируемого образца. Этот кусочек нагревают до очень высокой температуры, при которой он плавится. Затем эту золотую жидкость соединяют с жидким серебром и свинцом. Эти элементы-агенты в конце длительного процесса анализа отделяют и собирают чистое золото. Полученное взвешивают и узнают таким образом, насколько чистым являлся первоначальный образец.

На сегодняшний день существуют более современные методы того, как точно отличить золото от других всевозможных металлов, при этом не причинив вреда изделию.

В частности, могут быть использованы электронные тестеры. Существуют агрегаты как для лабораторий, так и для частных лиц. Правда, из-за высокой стоимости этих приборов их редко встретишь в небольших ломбардах и тем более у кого-то дома. Метод работы подобных электронных тестеров основан на использовании специальных жидкостей для сканирования образца. После проверки прибор определяет степень чистоты золота и выдает ее числовое значение на экран.

Еще более дорогой метод определения чистоты золота может быть использован исключительно в профессиональных лабораториях, так как предполагает взаимодействие с рентгеновскими лучами. Этот сложный процесс позволяет не только отличить чистое золото от других металлов, но и получить полный отчет о составе золотого сплава. Плюс этого способа в том, что анализируемая драгоценность не будет подвергаться механическому воздействию.

Методы проверки золотых изделий в магазине

Особую сложность представляет собой задача отличить золото от других похожих по внешним характеристикам металлов, не отходя от магазинной витрины. Ведь продавец наверняка не разрешит капать на ювелирные украшения йодом и тем более царапать их поверхность, чтобы докопаться до истины. В этом случае придется полагаться на честность продавца и доброе имя ювелирного салона. Но когда вы отдыхаете, например, в Турции или Египте, где вам приглянулось какое-то золотое украшение, полагаться на честность магазина довольно сложно, так как рядовые туристы попросту не знают, каким ювелирным сетям там можно доверять. Тогда нужно проявить бдительность и внимательно изучить покупаемый предмет из золота хотя бы визуально.

Читайте также:  Как паять оцинковку паяльником оловом

На что следует обратить особое внимание? Для начала изучите клеймо пробы, которое обязательно должно быть нанесено на поверхность ювелирного изделия. Как правило, значения очень малы, их сложно рассмотреть невооруженным глазом, потому попросите у продавца дать вам лупу, либо воспользуйтесь очками для зрения. Внимательно изучите пробу. Если вы заметите, что цифры на клейме «прыгают» или их очертания очень неразборчивые, это может говорить о том, что перед вами некачественный продукт. Этот метод визуального анализа не сможет вас стопроцентно обезопасить от покупки подделки, так как это под силу лишь профессиональному оценщику, но, возможно, остановит вас от быстрой покупки в случае возникновения сомнений. Если вы в принципе не смогли отыскать пробное клеймо, то можете смело уходить из ювелирной лавки, так как вам однозначно пытаются продать подделку, причем некачественную.

Обязательно попросите продавца продемонстрировать сертификат качества, подтверждающий состав золотого сплава, с точным указанием входящих в него лигатур и их количество. Проверьте, чтобы на сертификате имелись печати и подписи ответственных лиц.

Когда вы планируете покупать ювелирное изделие из золота в ломбарде, комиссионке или просто с рук, то также обратите внимание на общий внешний вид украшения. Проследите, чтобы равномерность золотого покрытия была во всех местах одинаковая. Уделите особое внимание краям украшения, а также местам соприкосновения с кожей. Если вы заметите, что в местах потертости виднеется другой металл, отказывайтесь от покупки, так как это не настоящее золото. Скорей всего этот предмет создан из другого металла и просто имеет позолоту.

В то же время, если вы имеете дело с изделием из настоящего золота, цвет поверхности в нем тоже может немного отличаться, но именно насыщенностью золотого оттенка. Особенно это касается предметов, состоящих из нескольких элементов, как, например, браслет или часы. В месте, где два звена стыкуются, золотая поверхность будет немного ярче. Спайку изделий делают с помощью золотого припоя более высокой пробы, так как такое золото легче плавится. И вот на стыках этот момент может быть заметен.

Как распознать белое золото

Еще одна причина проявить внимательность и осмотрительность: «солнечный» металл бывает не только привычного желтого цвета. Довольно сложно сориентироваться в подлинности изделий из белого золота, которое несведущий человек может легко спутать с серебром. Как же быть?

Отличить белое золото от серебра помогут оригинальные методы

Что необходимо сделать

Какой результат возможен

Существует еще один простой метод того, как отличить настоящее белое золото от серебра. Для этого понадобится лишь чистый бумажный лист. Проведите украшением по поверхности бумаги. Если на нем останется серая полоса, это значит, что вам пытаются продать серебряное украшение.Такой эффект объясняется тем, что плотность серебра мягче, чем у настоящего золота, которое не будет «рисовать» на бумаге. Еще на помощь придет такое простое косметическое средство, как тональный крем. Нанесите немного тоналки на тыльную сторону руки и подождите, пока оно полностью впитается в кожу. Затем проведите по этому участку золотым украшением. При соприкосновении с тональным кремом от настоящего золота на коже проявится серая полоска. А вот если ее не останется, то, скорей всего, перед вами украшение, произведенное из латуни.

Обратите также внимание на цвет. У серебра он – холодный белый, а вот белому золоту присущ более теплый оттенок. Если же изделие из белого золота покрыто родиевым слоем, тогда украшение будет обладать едва заметным голубоватым сиянием.

Не путайте драгоценный металл с красивым минералом

На современном рынке ювелирных изделий встречаются различные варианты подделок под золото. Умельцы развивают свое противозаконное дело, придумывая все новые сплавы из различных металлов, которые по внешнему виду будут напоминать золотой. Одним из таких соединений является алюминиевая бронза, в котором нет ни капли чистого золота. Он состоит из девяти частей меди и одной части алюминия.

А вот для фальсификации украшений из белого золота используется сплав «бельгийка». В него входит:

  • 74 % железа;
  • 16 % хрома;
  • и около 9 % никеля.

Есть также так называемое мозаичное золото, имеющее оттенок золотого самородка. Но на самом деле этот сплав состоит из семи частей меди и трех частей цинка. Еще за настоящее золото могут выдавать изделия, произведенные из минерала пирита. Сам по себе пирит очень красивый. Он обладает желтым цветом с металлическим блеском, но стоит гораздо дешевле настоящего золота.

Впрочем, отличить пирит от драгоценного металла не составит труда, если быть внимательным. Этот минерал имеет необычную структуру: состоит из маленьких кристалликов с острыми краями. А вот драгоценный металл всегда с гладкой, ровной поверхностью. Также пирит может выдать острый запах серы, в то время как настоящее золото совсем не пахнет. Пирит необычайно красиво сияет при ярком свете, но он резко тускнеет при отсутствии насыщенного освещения, направленного на него. А вот золотая поверхность будет блестеть и при тусклом свете.

В домашних условиях отличить пирит от золота поможет любой медный предмет. Нужно провести по медной поверхности испытываемым изделием. Если на меди осталась легко различимая царапина, значит, вы имеете дело с пиритом, так как золото более мягкое, чем медь, и не может нанести ей вред.

Чтобы отличить настоящее золотого от любого другого металла или минерала, нужно проявить искусную внимательность к деталям.

Существует несколько простых методов, с помощью которых вы сможете довольно точно определить подлинник от подделки. Но если вы не уверены в своих выводах, тогда просто направьтесь с золотым изделием в ближайший ломбард. Там вам профессионально помогут определить, с каким металлом вы имеете дело. И за такую экспертную оценку с вас не возьмут ни копейки.

Источник

Почему олово и золото несовместимы

Вы когда-нибудь слышали такое понятие как «оловянная чума»? Нет? Не подумайте ничего плохого. Это явление не имеет ничего общего с реальной чумой, которая погубила в свое время половину Европы. Это физическое явление проявляется с оловом при определенной температуре. Интересно? Тогда я вам расскажу сейчас про это явление поподробней.

Немного истории для лучшего понимания

Итак, прежде чем приступить к объяснению физики процесса, давайте немного углубимся в историю олова.

Данный метал известен человечеству не одну тысячу лет и в свое время являлся стратегически важным ресурсом. В силу своей пластичности при комнатной температуре его активно использовали, например, при производстве пуговиц для обмундирования, всевозможных украшений и т. д.

Например, в 1910 году полярный английский исследователь Р. Скотт организовал и лично возглавил полярную экспедицию на Южный полюс с целью покорить его. Поход растянулся на многие месяцы и идущая экспедиция оставляла небольшие схроны с провиантом и топливом в канистрах, запечатанных оловянными пробками.

В 1912 году исследователи все-таки покорили полюс, но оказались не первыми (их опередил Руаль Амундсен). Но не это самое важное. Отправившись обратно по ранее проложенному маршруту они обнаружили, что в ближайшем складе канистры с топливом вскрыты и пусты. Добравшись до следующего схрона увидели то же самое, канистры с топливом были пусты.

К сожалению, экспедиция просто напросто замерзла, так и не сумев согреться.

Другие факты

В конце 19-го столетия из Голландии в Российскую Империю был отправлен целый состав, загруженный чистейшим оловом в слитках. Как только поезд пришел в Москву, то при осмотре вагонов вместо олова там был лишь серый порошок.

Приблизительно в то же время была снаряжена экспедиция для изучения Сибири. Но при первом же сильном морозе случился казус, вся оловянная посуда превратилась в серый порошок.

Уже в 20-ом столетии на военном складе случилось ЧП, со всех мундиров пропали оловянные пуговицы. Вместо них все так же нашли серый порошок. Изучив его, был сделан вывод что металл был поражен так называемой оловянной чумой.

Ну как интересно стало? Что же это за явление такое: оловянная чума. Давайте перейдем к объяснению.

Что такое оловянная чума

Долгое время ученые не могли объяснить, что же такое оловянная чума и только после гибели полярной экспедиции было произведено масштабное исследование, которое разгадало секрет.

Структура металла

Только после тщательного исследования металлов с помощью рентгеновских лучей удалось рассмотреть кристаллическую решетку металлов. И было дано научное объяснение.

Было установлено, что абсолютно любой металл может обладать различной кристаллической формой. Наиболее устойчивой модификацией при температуре выше и равной комнатной является олово. Оно обладает вязкой и достаточно пластичной структурой.

Но как только температура опускается ниже -13 градусов по Цельсию кристаллическая структура, начинает претерпевать изменения.

При этом атомы начинают располагаться в пространстве на большем расстоянии, и формируется следующая модификация металла – серое олово.

При этом металл полностью утрачивает свои первоначальные свойства и, по сути, превращается в полупроводник. При этом начинают возрастать внутренние напряжения и это приводит к тому, что олово буквально распадается на порошок. Именно так протекает оловянная чума.

Скорость такой трансформации зависит от температуры. Так наиболее быстро распад происходит при температуре –33 градуса по Цельсию. Именно этот эффект стал причиной гибели экспедиции, полностью уничтожил вагон олова и разрушил много ценных экспонатов.

Как победили оловянную чуму

Научное сообщество долгое время билось над поиском «лекарства» от этого явления и наконец британской ассоциации производителей удалось найти решение.

Они просто создали новый сплав, в котором к олову добавили другие металлы, которые стабилизировали постоянные свойства олова.

Полученный сплав стали называть «Пьютер» и он состоит из 95% олова, 2% меди и 3% сурьмы. Вновь полученный сплав активно используется при производстве различных украшений, предметов быта и т. п.

Так, например, знаменитая статуэтка «Оскар» выполнена из этого сплава и покрыта золотым напылением.

Это все, что я хотел вам рассказать о таком интересном явлении как оловянная чума. Если вам понравился материал, то поставьте лайк и поделитесь статьей в социальных сетях. Спасибо за внимание!

На сегодняшний день технологический уровень производства электронных компонентов и их монтажа на печатную плату стал таков, что источником отказов слаботочной техникиявляются, в основном, механические компоненты – кнопки, разъёмы и соединители. В полупроводниковых приборах и пассивных компонентах стало просто нечему ломаться. Выбирая процессор или операционный усилитель, разработчик ставит на карту функциональные возможности устройства. Ошибка при выборе разъёма может обернуться снижением надёжности.

Читайте также:  Электролитическая диссоциация гидроксида олова 2

В каталогах ведущих производителей представленомножество разнообразных разъёмов и соединителей как с позолоченными контактами, так и с контактами, покрытыми оловом. В пользу позолоченных контактов говорят их надёжность и низкое сопротивление, в пользу контактов, покрытых оловом – меньшая стоимость. Если нет желания заниматься сложными расчётами экономической целесообразности применения того или иного разъёма, то в выборе можно опереться на эмпирическое правило «трёх полусотен»: Если в разъёме меньше 50 контактов, если за время жизни прибора предполагается размыкать разъём не более 50 раз, и если допустимо электрическое сопротивление контактов, превышающее 50 мОм,то выбор разъёма, покрытого оловом, оправдан. По сравнению с позолоченными контактами контакты, покрытые оловом, требуют для достижения приемлемых электрических характеристик большего механического усилия (порядок величины 2 Н). Из-за этого в эмпирическом правиле и появилось ограничение на максимальное количество контактов в разъёме. Разъёмы с контактами, покрытыми оловом, имеют ряд ограничений по применению:

— в аналоговых цепях покрытые оловом контакты создают помехи;

— покрытые оловом контакты приходятв негодность при работе во влажной или загрязнённой атмосфере;

— в разъёмах с шагом контактов меньше 1ммдеформация слоя олова или появление продуктов химических реакций может привести к короткому замыканию;

Последняяособенность луженных контактов часто проявляет себяв промышленной электронике после долгих лет эксплуатации.

Нередко один и тот же разъём существует и в позолоченной и в более бюджетной версии, поэтому вопрос использования разъёма с одним покрытием контактов, а ответной части для него — с другим, лежит не в теоретической, а в практической плоскости. Какимихарактеристиками будет при этом обладать пара контактов? Олово и золото – это два разных металла. Стандартный электродный потенциал золота +1.5В, стандартный электродный потенциал олова +0.15В. Из разницы потенциалов следует, что точка контактаолова и золота будет подвержена коррозии. Наглядный пример такой электрохимической реакции можно увидеть на медной водосточной трубе, в том месте, где медь контактирует с каким-либо другим металлом. Производители разъёмов даже не рассматривают возможность совместного применения золотых и покрытых припоем контактов. Многочисленные сложные физические и химические испытания, тесты на вибро- и термо устойчивость, исследования поверхностной, местной и межкристаллической коррозии не проводятся для пар золото-оловянных контактов. В связи с этим информации по данной теме мало, и вся она сводится к тому, что совместное использование оловянных и золотых контактов крайне нежелательно.

Специалист Molex, гуру в вопросах физики и электрохимии контактирующих поверхностей, прокомментировал золото-оловянные пары контактов таким образом:

«Рекомендую избегать применения контактов из разных металлов. Соединитель с лужеными контактами с одной стороны и с позолоченными контактами – с другой, не оправдает себя ни в каком случае. Ситуацию не исправят даже специальные противокоррозионные смазки.Если вы спрашиваете о золото-оловянных парах контактов всерьёз, то для ответа на вопрос нужно проводить длительные испытания. На данный момент мне неизвестно, как золотой контакт деформирует поверхность припоя, насколько глубоко он в неё погрузится,как молекулы золота будут диффундировать внутрь оловянной поверхности и наоборот. Ненадёжность золото-оловянной пары контактов для меня очевидна.Что касается позолоченных и покрытых оловом разъёмов, то при соблюдении всех рекомендаций производителя они окажутся одинаково надёжны. Под «соблюдением всех рекомендаций» я подразумеваю герметизацию прибора, а ещё лучше – заполнение корпуса атмосферой из инертного газа. Если такой возможности нет, продукты коррозии на оловянных контактах появятся в любом случае. Повлияют ли они на работоспособность прибора, будет зависеть от конструкции разъёма, вибрационных нагрузок, температурного режима. Если вам нужна максимальная надёжность и лучшие характеристики, используйте позолоченные контакты, они не проигрывают оловянным ни по одному из показателей. Луженые контактыпри соблюдении ряда условий и проведении соответствующих испытаний также могут обеспечить долгую безотказную работу. Соединение оловянных и позолоченных контактовне рекомендуется».

Пример современных высокотехнологичных соединителей с очень маленьким шагом контактов – это плоские FFCкабели. Серийно выпускаемые модели имеют контакты, покрытые припоем, с шагом от 0.2 до 2.54 мм. Выпуск FFC кабелей с позолоченными контактами пока не налажен ни одним производителем. И вместе с тем на рынке представлены ответные разъёмы с контактами, покрытыми золотом.Такой FFC разъём подойдёт для подключения гибкой или гибко-жёсткой печатной платы – в случае, если контакты на ней также покрыты золотом. Применять позолоченный FFC разъём совместно со стандартным FFC кабелем не следует.

по материалам
Bishop & Associates Inc.

Елена Голодаева, компания «Петрозолото», Санкт-Петербург, Россия

«Ложка дегтя портит бочку меда»

В российской ювелирной промышленности при производстве изделий редко пользуются сплавами, изготовленными на специализированном предприятии, в основном, из-за дороговизны металла. Большинство предприятий предпочитает проводить легирование благородного металла непосредственно на своем производстве. Это предъявляет определенные квалификационные требования к технологическому персоналу данного предприятия.

Как правило, технологи хорошо осведомлены о влиянии легирующих компонентов на технологические свойства сплавов. Влиянию же микропримесей, по моим наблюдениям, не уделяется должного внимания. Меж тем игнорирование этого факта нередко приводит к весьма плачевным последствиям в виде массового брака изделий. В этой статье рассматриваются вопросы влияния примесей на свойства сплавов золота и серебра.

Напомним основные примеси драгоценных металлов и их влияние на технологические свойства сплавов. ГОСТ 30649-99 [1] устанавливает предельное содержание в сплавах золота и серебра четырех металлических примесей: железа, свинца, сурьмы, висмута. Эти элементы содержатся в природном металле.

Свинец. Образует с золотом и серебром интерметаллические соединения, располагающиеся вокруг зерен металлической решетки, и охрупчивает сплав, делая его непригодным для прокатки и гибки. Последующий нагрев приводит к еще большей хрупкости.

Аналогичным действием характеризуются также сурьма и висмут.

Железо. Вследствие легкой окисляемости железо в сплавах золота и серебра присутствует в виде инородных включений. Это не оказывает влияния на обработку сплава давлением, но значительно осложняет обрабатываемость металла резанием и при доводочных операциях.

Из неметаллических примесей ГОСТ устанавливает максимальное содержание кислорода. Последний активно поглощается из атмосферы расплавленным серебром и окисляет легирующие компоненты сплава, в основном медь. Образующаяся закись меди вызывает охрупчивание сплава. [2,3]

Вышеупомянутые эффекты проявляются уже при содержании нескольких сотых долей процента этих примесей. Естественно, что при использовании оборотного металла из обратимых отходов предприятия, вредные примеси концентрируются, качественный состав их расширяется за счет внесения новых, попавших в металл в процессе выполнения различных технологических операций.

Алюминий. С повышением концентрации алюминия пластичность сплавов возрастает. Это означает, что алюминий действует как легирующий компонент и как раскислитель (очищает металл от газов и закиси меди). Однако в результате раскисления образуется Al2O3 и уже при содержании 0,01% прокат имеет значительные дефекты на поверхности.

Олово. Снижает прочность и твердость сплавов, пластичность не изменяется. При содержании олова более 0,008% качество поверхности проката резко ухудшается: появляются вздутия и плены.

Фосфор растворим только в меди и имеет ограниченную растворимость в золоте и серебре. Фосфор действует как раскислитель, повышая пластичность сплава. Твердость сплава минимальна, глубина вытяжки и число перегибов максимальны. При содержании не более 0,08% сохраняется хорошая поверхность проката, однако, структура сплава ухудшается.

Сера, растворяясь в расплавах золота и серебра, меди, не образует твердых растворов с этими металлами. Поэтому при затвердевании сплава слиток «кипит» уже при содержании 0,02% серы, характеризуется наличием газовой пористости и к прокату непригоден. При содержании серы 0,004-0,01% металл по механическим характеристикам близок к сплавам, легированным алюминием: повышается прочность при снижении пластичности. Сера попадает в сплавы золота и серебра при плавке и отжиге под слоем древесного угля, содержащего серу, из атмосферы, загрязненной промышленными газами, с остатками серной кислоты после травления изделий.

Особо следует остановиться на кремнии. Все исследования советского периода утверждают, что кремний исключительно вредная примесь, так как, не растворяясь в золоте и серебре, а только в меди, он значительно охрупчивает сплавы, снижая глубину вытяжки и количество перегибов [4]. Содержание кремния в сплавах они рекомендовали ограничить 0,003%. Однако, в последние годы большинство предприятий ювелирной промышленности России стали использовать при легировании готовые лигатуры импортного производства. Это оказалось значительно легче и дешевле проверенного «дедовского» способа составления сплава из чистых металлов. Оказалось, что эти лигатуры содержат кремний, в количествах, превышающих установленный ранее предел его содержания. Выяснилось, что в трех- и более компонентных системах кремний растворяется несколько лучше, чем в чистых металлах, увеличивая, как показали данные рентгеноструктурного анализа, периметр кристаллической решетки твердого раствора. За более детальным изучением вопроса о влиянии кремния на свойства золотых сплавов автор отсылает читателя к основательным работам [5,6]. Заметим, что в этом случае кремний следует считать не примесью, а легирующим компонентом согласно [7]. Введение кремния в сплавы дало два заметных преимущества: снижение окислительной способности сплава и снижение толщины обогащенного слоя на поверхности изделий, что позволило ликвидировать очень трудоемкую и экологически вредную операцию анодного травления отливок. Теперь вполне можно обойтись магнитной галтовкой.

Однако сия благая идея, понесясь по рытвинам и колдобинам российского бизнеса, понемногу стала превращаться в нечто крайне неудобоваримое. Большинство российских предприятий закупают лигатуру у поставщиков, действующих на территории России. И взаимоотношения с ними, в основном, разыгрываются по сценарию: «Зоя Ивановна, примите у этих граждан брак и выдайте им новый».

Поясню свою мысль. Дело в том, что партии лигатуры одной и той же марки, будучи запущенными в производство, иногда резко отличаются по своим технологическим свойствам, приводя к нестабильности технологического процесса и доставляя массу забот технологу: как ему угадать пути корректировки техпроцесса, чтобы выпустить качественное изделие, а не перерабатывать металл впустую.

Состав лигатур производитель обычно не сообщает заказчику, прикрываясь пресловутым «ноу-хау». Однако в нашем мире «промежпланетных сообщений» и высоких химических технологий, известных даже в отсталой в технологическом плане России это «ноу-хау» доживет только до первого грамотного химика. Тем не менее, некоторые поставщики лигатур частично знакомят своих клиентов с составами используемых ими лигатур. Таким образом и попала ко мне эта табличка.

Таблица 1 Состав лигатур Leg Or

Артикул Химический состав, масс. %
Ag Cu Zn Ni In Pd Si
Лигатура для белого золота
WD 481 CW 7 58 16 19
WD 480 C 60 20 20
WH 80 B2 56 16 28
OB 304 R 66 13 21
OB 307 W1 2 58 20 20
OB 325 F 50 16 30 4
OB 302 F 58 18 23
OB 306 A 58 19 23
OB 585 QP 58 14 28
Лигатура для желтого золота
OG 602 A 22 58 20
OG 604 O 25 55 10
OG 604 Z 46 45 9
OG 606 C4 58 37 5
Лигатура для красного золота
C 145 N 17 81 2
OR 125 A 5 93,4 1,6
OR 138 C 14 84 2
0R 127 C 13 85 2
0R 129 C 17 81 2
OR 129 W 17 81 2
Лигатуры для серебра
SCS3DEOX 79 20 1
SCS3DEOX 80 20
SF 928 CH 72,8 25 2 0,2
SF 928 DY 74 25 1
AG 103 92 8
Исходный сплав для припоев
LSA 425 (серебро) 48 30 20
LSR 490 (красн.) 5 73 2 20
LSR 489 (красн.) 10 80 5 5
LSG 409 (жел.-зел.) 30 33 25 12
LSG 413 (желт.) 33 35 24 8
LSG 412 (желт.) 33 33 25 9
LSB 455 (белое) 24 35 23 10 8
LSB 475 (белое) 12 43 29 7 9
Читайте также:  Чем снять олово с контакта

Как видно из этой таблицы, кремний, как легирующий компонент показан только для серебряной лигатуры SF 928 DY.

(Любопытно, что при приготовлении припоев совсем не используется так повсеместно применяемый в России кадмий. Кадмий – крайне вредный компонент, этот металл часто является виновником развития рака. Источник)

Вооружившись этими данными, мы приступили к анализу закупленных нами лигатур. Результаты в сравнении с данными таблицы 1 представлены в следующей таблице.

Какие металлы используют в украшениях?

Самый частый ответ: золото, серебро, платина. Иногда ещё называют медь, реже – латунь. Но есть один металл, про который не вспоминают почти никогда. Это олово.

Вот уже шесть лет я делаю украшения, используя в качестве металла олово. И то, что его ставят в этом ряду на последнее место, а часто вообще никуда не ставят, мне кажется большой несправедливостью, которую нужно поскорее исправить. И сейчас я постараюсь это сделать.

Олово – металл замечательный во многих отношениях. Но поскольку я занимаюсь украшениями, сначала расскажу о нем именно в той связи.

Кто-то, возможно, считает, что олово – это что-то серое, тусклое, совсем неинтересное. Это не так – олово очень красивый металл. Рискуя вызвать гнев «настоящих ювелиров», возьмусь утверждать, что оно очень похоже на серебро. Настолько, что иногда эти два металла невозможно различить.

Вот, например, на этих двух фото серебро и олово. Сможете узнать, где какой металл?

(Анна F. Ручные украшения)

Эти металлы, и правда, так похожи, что мне иногда не верят, что мои украшения не из серебра.

А в чем-то олово даже интереснее серебра. Например, при пайке оно образует очень красивые наплывы, им можно создавать самые разные фактурные поверхности, при известной ловкости рук им даже можно рисовать.

(Анна F. Ручные украшения)

(Мария Буланова. Бохо украшения)

Олово можно по-разному патинировать — и оно приобретает цвет старого благородного серебра, прямо-таки даже совсем старинного.
А если покрывать патинированную поверхность антиоксидантом, лаком, ювелирным воском — она тоже смотрится совсем по-разному и тоже очень красиво.

(Анна F. Ручные украшения)

(Анна F. Ручные украшения)

(Мария Буланова. Бохо украшения)

(Мария Буланова. Бохо украшения)

Ну и, конечно, олово заметно дешевле серебра, что тоже очень приятно.

А ещё с оловом связано много разного интересного.

Например, только начав работать с ним, я узнала о том, что такое оловянная свадьба. И на самом деле это всегда трогательно и приятно, когда на 10-ю годовщину свадьбы мужчина заказывает своей жене кольцо из олова, ну или какое-то другое украшение. Женщины, кстати, тоже иногда заказывают, и мне потом всегда бывает интересно, понравилось ли.

Все, конечно, знают сказку об оловянном солдатике. Но не все знают, что оловянные игрушки делают и сейчас.

(Антикварный набор оловянных солдатиков «Мушкетеры короля»)

(Фигурка рыцаря — современный мастер СК Новый век (skwsu)
И не только игрушки. Например, вот такие рюмки с оловянным основанием. На мой взгляд, очень красиво.

А раньше делали посуду, пуговицы, самые разные предметы быта.

Эта посуда произведена в начале прошлого века на немецкой фабрике «Кайзер и сыновья», знаменитой именно изделиями из олова.

(Кайзер и сыновья)

(Кайзер и сыновья)

(Кайзер и сыновья)

Но в какой-то момент чистое олово использовать практически перестали. Почему? Люди эрудированные ответят: виновата «оловянная чума». Это когда олово (чистое, без примесей и добавок) рассыпается на морозе — просто превращается в горку серого порошка.

С этим, например, некоторые историки связывают поражение Наполеона под Москвой – оловянные пуговицы французских солдат рассыпались на морозе.

«Оловянная чума» виновата в гибели экспедиции капитана Роберта Скотта к Южному полюсу – паяные оловом баки прохудились на морозе и весь керосин вытек.

Но все эти трагические случаи остались в прошлом: когда люди разобрались в химической и физической сторонах этого процесса, чистое олово использовать перестали.

Сейчас олово применяют преимущественно в сплавах. Но затрагивать эту тему я не буду – она практически безгранична. Скажу лишь, что многие из этих сплавов абсолютно нетоксичны, гипоаллергенны и вообще безвредны – настолько, что их используют, например, при изготовлении упаковки для продуктов.

И для производства самых разных декоративных предметов.

И, конечно, олово (с небольшими добавками меди или серебра) можно использовать для создания украшений. Что я и делаю.

Так что, если вам нужно дорого и пафосно – это драгоценные металлы, если просто красиво – можно и олово))

(Анна F. Ручные украшения)

(Мария Буланова. Бохо украшения)

В общем, если отбросить в сторону печальные случаи из истории, можно с полным правом утверждать, что олово — совершенно замечательный металл.

Я надеюсь, что мне удалось вас в этом убедить.

Какие металлы используют в украшениях?

Самый частый ответ: золото, серебро, платина. Иногда ещё называют медь, реже – латунь. Но есть один металл, про который не вспоминают почти никогда. Это олово.

Вот уже шесть лет я делаю украшения, используя в качестве металла олово. И то, что его ставят в этом ряду на последнее место, а часто вообще никуда не ставят, мне кажется большой несправедливостью, которую нужно поскорее исправить. И сейчас я постараюсь это сделать.

Олово – металл замечательный во многих отношениях. Но поскольку я занимаюсь украшениями, сначала расскажу о нем именно в той связи.

Кто-то, возможно, считает, что олово – это что-то серое, тусклое, совсем неинтересное. Это не так – олово очень красивый металл. Рискуя вызвать гнев «настоящих ювелиров», возьмусь утверждать, что оно очень похоже на серебро. Настолько, что иногда эти два металла невозможно различить.

Вот, например, на этих двух фото серебро и олово. Сможете узнать, где какой металл?

(Анна F. Ручные украшения)

Эти металлы, и правда, так похожи, что мне иногда не верят, что мои украшения не из серебра.

А в чем-то олово даже интереснее серебра. Например, при пайке оно образует очень красивые наплывы, им можно создавать самые разные фактурные поверхности, при известной ловкости рук им даже можно рисовать.

(Анна F. Ручные украшения)

(Мария Буланова. Бохо украшения)

Олово можно по-разному патинировать — и оно приобретает цвет старого благородного серебра, прямо-таки даже совсем старинного.
А если покрывать патинированную поверхность антиоксидантом, лаком, ювелирным воском — она тоже смотрится совсем по-разному и тоже очень красиво.

(Анна F. Ручные украшения)

(Анна F. Ручные украшения)

(Мария Буланова. Бохо украшения)

(Мария Буланова. Бохо украшения)

Ну и, конечно, олово заметно дешевле серебра, что тоже очень приятно.

А ещё с оловом связано много разного интересного.

Например, только начав работать с ним, я узнала о том, что такое оловянная свадьба. И на самом деле это всегда трогательно и приятно, когда на 10-ю годовщину свадьбы мужчина заказывает своей жене кольцо из олова, ну или какое-то другое украшение. Женщины, кстати, тоже иногда заказывают, и мне потом всегда бывает интересно, понравилось ли.

Все, конечно, знают сказку об оловянном солдатике. Но не все знают, что оловянные игрушки делают и сейчас.

(Антикварный набор оловянных солдатиков «Мушкетеры короля»)

(Фигурка рыцаря — современный мастер СК Новый век (skwsu)
И не только игрушки. Например, вот такие рюмки с оловянным основанием. На мой взгляд, очень красиво.

А раньше делали посуду, пуговицы, самые разные предметы быта.

Эта посуда произведена в начале прошлого века на немецкой фабрике «Кайзер и сыновья», знаменитой именно изделиями из олова.

(Кайзер и сыновья)

(Кайзер и сыновья)

(Кайзер и сыновья)

Но в какой-то момент чистое олово использовать практически перестали. Почему? Люди эрудированные ответят: виновата «оловянная чума». Это когда олово (чистое, без примесей и добавок) рассыпается на морозе — просто превращается в горку серого порошка.

С этим, например, некоторые историки связывают поражение Наполеона под Москвой – оловянные пуговицы французских солдат рассыпались на морозе.

«Оловянная чума» виновата в гибели экспедиции капитана Роберта Скотта к Южному полюсу – паяные оловом баки прохудились на морозе и весь керосин вытек.

Но все эти трагические случаи остались в прошлом: когда люди разобрались в химической и физической сторонах этого процесса, чистое олово использовать перестали.

Сейчас олово применяют преимущественно в сплавах. Но затрагивать эту тему я не буду – она практически безгранична. Скажу лишь, что многие из этих сплавов абсолютно нетоксичны, гипоаллергенны и вообще безвредны – настолько, что их используют, например, при изготовлении упаковки для продуктов.

И для производства самых разных декоративных предметов.

И, конечно, олово (с небольшими добавками меди или серебра) можно использовать для создания украшений. Что я и делаю.

Так что, если вам нужно дорого и пафосно – это драгоценные металлы, если просто красиво – можно и олово))

(Анна F. Ручные украшения)

(Мария Буланова. Бохо украшения)

В общем, если отбросить в сторону печальные случаи из истории, можно с полным правом утверждать, что олово — совершенно замечательный металл.

Я надеюсь, что мне удалось вас в этом убедить.

Источник