Плавление олова какое явление физическое или химическое

Помогите в решении контрольной!

1.Химическое явление – это:
а) плавление олова, б) горение магния, в) замерзание воды.
2.Признак реакции, наблюдаемый при скисании молока:
а) выделение тепла, б) изменение окраски, в) образование осадка.
3.Уравнение реакции разложения:
а) N2 + О2 = 2NO, б) СаСО3 = СаО + СО2, в) СН4 + 2О2 = СО2 + 2Н2О.
4.Сумма всех коэффициентов в уравнении реакции, схема которой N2 + Н2 → NH3, равна :
а) 3, б) 5, в) 6.
5.При работе тепловых электрических станций используют реакции:
а) термические, б) эндотермические, в) экзотермические.
6.По данной левой части уравнения Zn(OН) 2 + 2HCl = . восстановите его правую часть:
а) ZnCl2 + Н2, б) ZnCl2 + Н2О, в) ZnCl2 + 2Н2О.
7.Из двух сложных веществ образуются два новых сложных вещества в реакции:
а) замещения, б) обмена, в) разложения, г) соединения.
Задания со свободным ответом.
8.(7 баллов) Для названных исходных веществ и продуктов реакции запишите уравнение реакции и укажите ее тип:
азотная кислота + оксид меди (II) = нитрат меди (II) + вода
9.(6 баллов) По уравнению реакции СаО + Н2О → Са (ОН) 2 определите массу гидроксида кальция, образовавшегося при взаимодействии 112 г оксида кальция с водой, взятой в достаточном количестве.
10.(6 баллов) Расставьте коэффициенты в схемах и укажите типы хи-мических реакций:
А. Al2O3 + H2SO4 → Al2(SO4)3 + Н2О Б. H2 + Cl2 → HCl.
11.(4 балла) Запишите план разделения смеси поваренной соли и песка.
12.(7 баллов) Восстановите пропущенную запись, укажите тип химиче-ской реакции:
А. Mg + 2HCl → ? +H2 Б. 2Na + ?→ 2 NaCl

1б 2в 3б 4в 5в 6в 7б 8HNO3+CuO=Cu(NO3)2+H2 окислительно-восстановительная 9 146г. 10 1. +3. =1. +3. окислительно-восстановительная, 1. +1. =2. соединения 11 засыпать смесь в воду, немного подогреть, помешать, процедить раствор. осадок будет песком а полученную жидкость испарить и полученные кристаллы и будет соль 12MgCl, Cl2

Источник

Основные физические свойства олова

Олово — металл, служивший человеку с незапамятных времен. Физические свойства олова обеспечили его основополагающую роль в истории человечества. Без него невозможно существование бронзы, остававшейся на протяжении многих веков единственным сплавом, из которого человек изготовлял практически все — от орудий труда до ювелирных украшений.

Физические свойства олова

При нормальном давлении и температуре 20°C олово идентифицируется как металл с блеском бело-серебристого цвета. Медленно тускнеет на воздухе вследствие образования оксидной пленки.

Для олова, как и для всех металлов, характерна непрозрачность. Свободные электроны металлической кристаллической решетки заполняют межатомное пространство и отражают световые лучи, не пропуская их. Поэтому находясь в кристаллическом состоянии, металл имеет характерный блеск, а в порошкообразном виде этот блеск утрачивает.

Обладает отличной ковкостью, т. е. легко подвергается обработке с помощью давления. Ковкость олову придает его высокая пластичность в сочетании с низким сопротивлением деформации. Пластичность металла позволяет раскатать его в тонкую фольгу, называемую станиолем или оловянной бумагой. Ее толщина колеблется от 0,008 до 0,12 мм. Ранее станиоль находил применение в качестве подложки при изготовлении зеркал и в электротехнике при производстве конденсаторов, пока не был полностью вытеснен алюминиевой фольгой.

У олова свойства достаточно мягкого металла. Его твердость по шкале Бринелля составляет 3,9–4,2 кгс/мм².

Относится к легкоплавким металлам. Температура плавления олова – 231,9°C – способствует быстрому извлечению его из руды. Олово просто сплавляется с другими металлами, что обеспечивает его обширное применение в промышленности.

Плотность при температуре 20°C составляет 7,29 г/см³. По этому показателю олово в 2,7 раза тяжелее алюминия, но легче серебра, золота, платины и приближено к плотности железа (7,87 г/см³).

Металл закипает при высокой температуре, равной 2620°C, долго оставаясь жидким в расплаве.

Читайте также:  Олово где есть домашних

Химически чистое олово при обычной температуре обладает незначительной прочностью. При растяжении предел механической прочности составляет всего 1,7 кгс/мм², а относительное удлинение – 80–90%. Эти характеристики говорят о том, что деформировать оловянный прут можно без особых усилий в разных направлениях. При этом смещение слоев кристаллической решетки металла относительно друг друга сопровождается специфичным треском.

Полиморфизм олова

Полиморфизм (аллотропия) — физическое явление, основанное на перестроении атомов или молекул веществ в твердом состоянии, что влечет за собой изменение их свойств. Каждая полиморфная модификация устойчиво существует только в строго определенном интервале значений температур и давлений.

Любой металл обладает специфической кристаллической решеткой. При изменении внешних физических условий кристаллическая решетка может меняться. Полиморфизм металлов используют при их термической обработке в промышленности.

Химические свойства олова определяются его положением в периодической системе элементов Д. И. Менделеева и предусматривают амфотерность, т. е. способность проявлять как основные, так и кислотные свойства. Напрямую зависят от полиморфизма олова физические свойства.

Для металла известны три аллотропные модификации: альфа, бета и гамма. Полиморфная перестройка кристаллических решеток возможна вследствие изменения симметрии электронных оболочек атомов под воздействием разных температур.

  1. Для серого олова (α-Sn) характерна гранецентрированная кубическая кристаллическая решетка. Размер элементарной ячейки решетки здесь большой. Это напрямую отражается на плотности. Она меньше, чем у белого олова: 5,85 и 7,29 г/см³ соответственно. По электропроводности альфа-модификация относится к полупроводникам. По магнетизму — к диамагнетикам, т. к. под внешним магнитным воздействием намагничивается против направления внутреннего магнитного поля. Альфа-олово существует до температуры 13,2°C в виде мелкодисперсного порошка и практического значения не несет.
  2. Белое олово (β-Sn) является самой устойчивой аллотропной модификацией с объемноцентрированной тетрагональной кристаллической решеткой. Существует в диапазоне температурных значений от 13,2 до 161°С. Очень пластично, мягче золота, но тверже свинца. Среди остальных металлов обладает средним значением теплопроводности. Металл относят к проводникам, хотя электропроводность у бета-модификации относительно низкая. Этим свойством пользуются, чтобы уменьшить электропроводность какого-либо сплава путем добавления олова. Является парамагнетиком, т. е. во внешнем магнитном поле намагничивается в направлении внутреннего магнитного поля.
  3. Гамма-модификация (γ-Sn) обладает ромбической кристаллической решеткой, устойчива в диапазоне температур от 161 до 232°С. С увеличением температуры пластичность возрастает, но, достигнув температуры фазового перехода в 161°С, металл полностью утрачивает это свойство. Гамма-модификация имеет большую плотность при высокой степени хрупкости, т. е. сразу рассыпается в порошок, поэтому практического применения не имеет.

Особенности полиморфного перехода β→α

Процесс перехода из одной полиморфной модификации в другую происходит при изменении температуры. При этом наблюдают скачкообразные изменения физико-химических свойств металла.

Выше температуры 161°С бета-олово обратимо превращается в хрупкую гамма-модификацию. Ниже температуры 13°С бета-модификация необратимо переходит в порошкообразное серое олово. Данный полиморфный переход совершается с очень малой скоростью, но стоит только на бета-олово попасть крупинкам альфа-модификации, как плотный металл рассыпается в пыль. Поэтому полиморфный переход β→α иногда называют «оловянной чумой». Обратно альфа-модификация переводится в бета-модификацию только путем переплавки.

Читайте также:  Медная патина для олова

Фазовый переход β→α значительно ускоряется при минусовых температурах окружающей среды и сопровождается увеличением удельного объема металла примерно на 25%, что приводит к его рассыпанию в порошок.

В истории есть случаи, когда оловянные изделия на морозе становились серым порошком, обескураживая своих хозяев. «Оловянная чума» встречается редко и характерна лишь для химически чистого вещества. При наличии даже мельчайших примесей переход металла в порошок сильно замедляется.

Интересно предположение некоторых историков, что победу российскому императору Александру I над французской армией под командованием Наполеона Бонапарта помогла одержать «оловянная чума». При сильных морозах пуговицы на шинелях французов просто рассыпались в прах, и солдаты, замерзая, потеряли боеспособность.

Заключение

Олово обладает всеми типичными физическими свойствами металлов, а его полиморфизм по-своему удивителен. Без уникальной тягучести и пластичности этого металла невозможно представить себе современную промышленность. Почти половина от мировой добычи олова используется для производства пищевой жести. Оставшаяся половина расходуется для изготовления сплавов и различных соединений, применяемых во всех хозяйственных отраслях.

Источник

Урок по химии на тему «Физические и химические явления»

Выбранный для просмотра документ конспект урока физ хим явл на конкурс.doc

ХИМИЧЕСКИЕ И ФИЗИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ

— сформировать представление учащихся о физических и химических явлениях, признаках и условиях протекания химических реакций.

— закрепление навыка проведение и анализа лабораторных экспериментов, вырабатывать навык работать с реактивами, оборудованием .

— развитие представления о взаимосвязи школьных предметов и окружающий жизни

Задачи урока:
а) Образовательные

— наблюдать явления, узнавать их и делать выводы на основе наблюдений;

— проводить химический эксперимент;

— объяснять значение явлений в жизни природы и человека;

— способствовать усвоению понятий : «физические явления», «химические явления», «признаки химических реакций»

— воспитание умения обращаться с химическими реактивами, посудой; соблюдать правила ТБ

— воспитание культуры взаимоотношений при работе в парах

— развивать познавательную активность и самостоятельность учащихся

— совершенствовать умения учащихся наблюдать при выполнения опытов и делать выводы

Тип урока: комбинированный ( словесно – наглядно – практический).

Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, групповая.

— словесно – наглядно – практический

Оборудование: пробирки, спички, , спиртовка, вода, сода, серная кислота, раствор хлорида меди( II ), раствор гидроксида натрия, уксус.

Учитель: Ребята, скажите мне, пожалуйста, что такое осень? Какие в это время года происходят изменения?

Учащиеся описывают явления осени, рассказывают какие изменения происходят в это время года.

Учитель: Правильно, таким образом, осень – это явление, при котором происходят различные изменения.

Учитель: Ребята, давайте вспомни определение нашего предмета: Химия – это наука, которая изучает вещества и их свойства. Нас всегда окружают какие-либо вещества, но всегда ли вещества остаются неизменными? В природе непрерывно происходит изменение агрегатного состояния вещества или его формы, а также идёт образование новых веществ. Давайте посмотрим на рисунки природных явлений и дадим им объяснения.

Презинтация слайд № 2-12. Явления: извержение вулкана, образование инея, гниение листьев, образование тумана, пожар в лесу, таяние льда, коррозия металлов, квашение капусты. Попробуйте объяснить, что происходит с веществами в результате этих явлений.

Презентация слайд №13 : Разделите эти явления на две группы и объясните, по какому признаку вы это сделали. ( Происходит обсуждение вопроса, результат заносится в тетрадь ).

Перейдем к экспериментальной работе.

Опыт 1. Плавание парафина.

Читайте также:  Атомная масса олова 119

Поместите в фарфоровую чашечку небольшой кусочек парафина и чашечку с парафином поместите в пламя. После расплавления парафина потушите пламя. Когда чашечка остынет, рассмотрите парафин. Запишите наблюдения (заполните пропуски в предложениях). Какое это явление?

Наблюдения. При нагревании парафина, он ________, переходит в ____________состояние.

Вывод: Это _____________явление.

Перейдем к экспериментальной работе.

Вы должны проделать работу и определить – относится ли это явление к физическому. С особой внимательностью выполните опыты, запишите наблюдения и на основании наблюдений сделайте вывод.

Опыт 2. Испарение воды.

Возьмите фарфоровую чашечку, налейте в нее немного воды, поместите чашечку в пламя.

Наблюдения: При нагревании вода закипела, при этом изменяется ее _________________

Вывод: Это _________________ явление.

На основании выполненных опытов, скажите, какое явление называется физическим? (Слайд №16)

Физическими называют такие явления, при которых данные вещества не превращаются в в другие, а обычно изменяется только агрегатное состояние или форма.

Опыт 3. «Выделение газа».

К белому кристаллическому веществу (мелу) добавим кислоту (уксусную). Запишите наблюдения (заполните пропуски в предложениях). Какое это явление?

При этом наблюдается бурное выделение _______________. Призрак превращения – выделение ….

Вывод. Это __________________________явление.

Почему это явление не относится к физическому? Потому, что образовалось новое газообразное вещество – углекислый газ.

Опыт 4. «Взаимодействие растворов».

Возьмите пробирку и прилейте в нее голубой раствор хлорида меди( II ),) затем добавьте бесцветный раствор гидроксида натрия. Запишите наблюдения (заполните пропуски в предложениях). Какое это явление?

Наблюдения. К раствору ___________________цвета добавили _________раствор. Выпал _____________ цвета. Признак превращения выпадение ________________

Химические явления называются химическими реакциями. Любая химическая реакция сопровождается изменениями, которые называются признаками химических реакций .

Учитель: Ребята, давайте выделим признаки химической реакции.

Учащиеся называют признаки химической реакции, учитель записывает их на доске.

Различают пять таких признаков.

Задание Проведение тестовой работы для закрепления изученного материала

Физические и химические явления.

Какие из перечисленных явлений являются химическими?

1) замерзание воды

3) разложение оксида ртути при нагревании

4) плавление металлов

5) горение свечи

6) сжижение воздуха

7) горение природного газа

Какие из перечисленных явлений относятся к физическим?

б) разложение воды электрическим током

в) взаимодействие цинка с соляной кислотой

г) плавление металла

е) разложение угольной кислоты на углекислый газ и воду

ж) замерзание воды

Ответы: 1. 2-3-5-7 2. а, г, д, ж.

Проверка результатов теста : взаимопроверка ( обмен тетрадями)

Учитель: Что вы сегодня узнали нового? Беседа.

Выписывается на доске новые определения и понятия.

Тест: «Физические и химические явления»

Физические явления: _______

Химические явления: _______

Вода в озере покрылась коркой льда;

Появление ржавчины на железном гвозде;

Золотую проволоку вытянули в нить;

Сжигание бензина в двигателе внутреннего сгорания (в автомобиле);

Ледяная игрушка весной растаяла;

Высыхание дождевых луж;

Для приготовления теста в ложке смешали соду и уксусную кислоту;

Кусочек свинца бросили в азотную кислоту, он «исчез», «растворился», при этом выделился бурый газ;

Лёд уронили, он разбился, и получилось несколько ледышек.

Физические явления: _______

Химические явления: _______

Выветривание горных пород;

Серебряная ложка на воздухе потемнела;

Испарение воды с поверхности реки;

Горение керосина в лампе;

Движение воздуха (ветер);

Скисание молока с образованием кефира;

Плавление куска железа;

Дети на пляже построили из песка замок;

Кусочек цинка бросили в соляную кислоту, при этом интенсивно начал выделяться газ.

Источник