Суперфосфат плюс нитрат серебра

Опыты по химии. Минеральные удобрения

Определение состава минеральных удобрений.

Определение минеральных удобрений основано на качественных реакциях на ионы, входящие в их состав. Нитрат-ион в натриевой селитре NaNO3 определяют взаимодействием раствора натриевой селитры с концентрированной серной кислотой и медью. При нагревании этого раствора выделяется бурый газ – диоксид азота.

Суперфосфат содержит в своем составе дигидрофосфат кальция Ca(H2PO4)2. Приготовим вытяжку раствора суперфосфата и прильем к ней раствор нитрата серебра. Выпадает желтый осадок фосфата серебра. Приведем уравнение одной из возможных реакций:

Оборудование: пробирки, штатив для пробирок, колбы, держатель для пробирок, спиртовка, фильтровальная бумага, шпатели.

Техника безопасности.

Соблюдать правила работы с кислотами, раствором нитрата серебра. Особо осторожно обращаться с концентрированной серной кислотой. Не вдыхать выделяющиеся оксиды азота. Соблюдать правила работы с нагревательными приборами.

Постановка опыта – Елена Махиненко, текст – к.п.н. Павел Беспалов.

Распознавание минеральных удобрений (практическая работа)

Известно, что в неподписанных чашках находятся минеральные удобрения: сульфат аммония, суперфосфат, нитрат натрия и сильвинит. Нам предстоит подписать чашки.

1.Приготовим раствор первого неизвестного минерального удобрения. Отберем в пробирки пробы этого раствора. В первую пробирку добавляем концентрированную серную кислоту (H2SO4) и медь (Cu) – реакция не идет. Значит, нитрат-ионов (NO3 — ) в растворе нет. Во вторую пробирку добавляем раствор хлорида бария (BaCl2) – выпадает белый осадок. Следовательно, в испытуемом растворе присутствуют сульфат-ионы (SO4 2- ).

SO4 2- + BaCl2 = BaSO4 + 2Cl

В третью пробирку наливаем раствор щелочи и нагреваем его. Влажная универсальная индикаторная бумага становится синей у отверстия пробирки. Это значит, что выделяется аммиак (NH3). В испытуемом растворе присутствуют ионы аммония (NH4 + ).

NH4 + NaOH = NH3 +Na + + H2O

В четвертую пробирку добавляем раствор нитрата серебра AgNO3 – изменений не происходит. Это значит, что хлор-ионов (Cl — ) и фосфат-ионов (PO4 3- ) в растворе нет. Мы обнаружили в пробах сульфат-ионы и ионы аммония. Следовательно, определяемое удобрение – сульфат аммония (NH4)2SO4.

  1. Приступим к анализу второго неизвестного удобрения. Приготовим раствор удобрения и пробы этого раствора. В первую пробирку добавим концентрированную серную кислоту и медь – появился бурый газ.

2NO3 + 2H2SO4 + Cu = 2NO2 + CuSO4 + SO4 2‑ + 2H2O

Следовательно, в растворе присутствуют нитрат-ионы (NO3 — ). Во вторую пробирку добавим раствор хлорида бария BaCl2 – изменений не происходит. Это значит, что сульфат-ионов (SO4 2- ). в исследуемом растворе нет. К третьей пробе добавим раствор щелочи и нагреем пробирку. Влажная универсальная индикаторная бумага не меняет свой цвет. Это значит, что ионов аммония (NH4 + ) в пробе нет. В четвертую пробирку добавляем раствор нитрата серебра AgNO3 – изменений не происходит. Хлорид-ионов (Cl — ) и фосфат-ионов (PO4 3- ) в растворе нет. Мы обнаружили только нитрат-ионы. Следовательно, анализируемое удобрение является нитратом натрия NaNO3.

  1. Приготовим раствор третьего неизвестного удобрения и отберем пробы. К первой пробе добавляем серную кислоту H2SO4 и медь Cu: изменений не происходит. Нитрат-ионов (NO3 — ) в пробе нет. Раствор хлорида бария BaCl2 обнаруживает присутствие сульфат-ионов SO4 2- : выпадает белый осадок сульфата бария.

SO4 2- + BaCl2 = BaSO4 + 2Cl

К третьей пробе добавляем раствор щелочи и нагреваем. Влажная универсальная индикаторная бумага у отверстия пробирки не меняет свой цвет. Это значит, что ионов аммония (NH4) в пробе нет. В четвертой пробирке при добавлении раствора нитрата серебра выпадает желтый осадок. Это свидетельствует о присутствии в пробе фосфат-ионов.

PO4 3- + 3AgNO3 = Ag3PO4 + 3NO3

Следовательно, анализируемое удобрение является суперфосфатом.

  1. Приготовим раствор четвертого неизвестного удобрения и отберем пробы раствора. К раствору в первой пробирке добавляем концентрированную серную кислоту H2SO4 и медь Cu: реакция не идет. Это значит, что нитрат-ионов (NO3 — ) в пробе нет. Во вторую пробирку добавляем раствор хлорида бария BaCl2 – изменений нет. Сульфат-ионы (SO4 2- ) в пробе не обнаружены. Третью пробу анализируем на присутствие ионов аммония (NH4 + ).. Добавляем щелочь и нагреваем. Влажная универсальная индикаторная бумага не меняет цвет у отверстия пробирки. Значит, ионов аммония в пробе нет. В четвертую пробирку добавляем раствор нитрата серебра AgNO3 – выпадает белый творожистый осадок. Следовательно, в растворе присутствуют хлорид-ионы.
Читайте также:  Вода бромная вода аммиачный раствор оксида серебра

AgNO3 + Cl = AgCl + NO3

Мы обнаружили в пробах только хлорид-ионы (Cl — ). Следовательно, анализируемое удобрение является калийной солью, или сильвинитом KCl . NaCl.

Оборудование: пробирки, штатив для пробирок, колбы, чашки Петри, держатель для пробирок, спиртовка, лакмусовая бумага.

Техника безопасности.

Соблюдать правила работы с кислотами, щелочами, растворами хлорида бария и нитрата серебра. Особо осторожно обращаться с концентрированной серной кислотой. Не вдыхать выделяющиеся оксиды азота.

Постановка опыта – Елена Махиненко, текст – к.п.н. Павел Беспалов.

Источник

Практическая работа по теме «Определение минеральных удобрений». 9-й класс

Разделы: Химия

Класс: 9

Цели: продолжить совершенствовать навыки проведения химического эксперимента практической направленности с использованием малых количеств веществ, соблюдать правила ТБ, аккуратность при выполнении работы, описывать наблюдения и делать выводы, записывать уравнения реакций в ионном виде.

Форма работы: парная.

Оборудование: на каждый стол: удобрения, стаканчики с водой, AgNO3 (раствор), КОН (конц.), ВаСI2 (раствор), 3-х литровая емкость для слива неорганичеких веществ, стеклянная палочка.

Задание. В 3-х пронумерованных пробирках находятся суперфосфат, хлорид калия, сульфат аммония. Определить каждое вещество. Записать уравнения химических реакций и разобрать их с точки зрения ТД. Задание оформить в виде таблицы.

а) К содержимому пробирок добавляем воду.

Наблюдения. В одной из пробирок вещество растворилось не полностью.

Выводы. Это суперфосфат, так как он слабо растворим.

б) К этому раствору добавляем раствор нитрата серебра.

Наблюдения: Выделяется желтый осадок.

Выводы. В данной пробирке находится суперфосфат, т.к. данная реакция является качественной на фосфат — ионы.

в) К оставшимся растворам добавляем раствор хлорида бария.

Наблюдения. В одной из пробирок выпадает белый осадок.

Выводы. В данной пробирке находится сульфат аммония, т.к. данная реакция является качественной на сульфат-ион.

г) К оставшемуся веществу добавляем раствор нитрата серебра .

Наблюдения. Образуется белый осадок.

Выводы. Эта реакция является качественной на хлорид-ион поэтому в данной пробирке содержится хлорид калия.

Источник

Практическая работа № 4Определение минеральных удобрений

Практическая работа № 4 стр. 75 Определение минеральных удобрений

Условие задачи: Практическая работа № 4 стр. 75 Определение минеральных удобрений

Решебник по химии за 9 класс (Г.Е.Рудзитис, Ф.Г.Фельдман, 1999 год), №0 к главе « Лабораторные и практические работы ».

1) Различить: суперфосфат, нитрат аммония, сульфат аммония.

а) Действия : К содержимому пробирок добавляем воду. Наблюдения : В одной из пробирок вещество растворилось не полностью. Выводы: Это суперфосфат, так как он слабо растворим. б) Действия : К этому р-ру добавляем раствор нитрата серебра (I). Наблюдения : Выделяется желтый осадок. Уравнения реакции:


Выводы: В данной пробирке находится суперфосфат, т.к. данная реакция является качественной на фосфат -ионы. в) Действия : К оставшимся р-рам добавляем р-р хлорида бария. Наблюдения : В одной из пробирок выпадает белый осадок. Уравнения реакции:



Выводы: В данной пробирке находится сульфат аммония, т.к. данная реакция является качественной на сульфат-ион. г) Действия : К веществу в оставшейся пробирке добавляем концентрированную серную кислоту и добавляем медь. Нагреваем. Наблюдения : Выделяется газ бурого цвета; раствор приобретает голубую окраску; медь растворяется. Уравнения реакции:


Выводы: В данной пробирке находится нитрат аммония, т.к. данная реакция является качественной на нитрат-ион.

2) Различить: хлорид аммония, нитрат натрия, хлорид калия.

а) Действия : К веществам добавляем раствор щелочи, нагреваем. Наблюдения : Из одной пробирки ощущается запах аммиака.



Выводы: В данной пробирке находится хлорид аммония, т.к. эта реакция является качественной на ион аммония. б) Действия : К двум оставшимся веществам добавляем раствор нитрата серебра (I). Наблюдения : В одной из пробирок белый осадок. Уравнения реакции:



Выводы: Эта реакция является качественной на


поэтому в данной пробирке содержится хлорид калия. в) Действия : К оставшемуся веществу добавляем концентрированную серную кислоту и добавляем кусочек меди. Нагреваем. Наблюдения : Выделяется газ бурого цвета


раствор становится голубого цвета; медь растворяется. Уравнения реакции:


Выводы: В данной пробирке нитрат натрия, т.к. данная реакция является качественной на нитрат-ион.

Решение экспериментальных задач

1) Получите аммиак и проделайте с ним характерные химические реакции

Читайте также:  Жидкость для чистки серебра состав

(см. практическую работу №3).

2) Получить двумя способами нитрат меди (II).

а) Действия : Берем оксид меди (II), добавляем


нагреваем. Наблюдения : Оксид меди (II) растворяется; раствор приобретает голубую окраску. Уравнения реакции:


б) Действия : Берем медь, добавляем азотную кислоту и нагреваем. Наблюдения : Медь растворяется; выделяется газ бурого цвета; раствор становится голубого цвета. Уравнения реакции:

4) Различить кристаллические вещества:
Na 2 SO 4 , NH 4 Cl, NaNO 3

а) Действия : К исследуемым веществам добавляем раствор щелочи. Наблюдения : Из одной пробирки ощущается запах аммиака. Уравнения реакции:


Выводы: В данной пробирке содержится хлорид аммония, т.к. проведенная реакция является качественной на ион аммония. б) Действия : К оставшимся в-вам добавляем р-р хлорида бария. Наблюдения : В одной из пробирок выпадает белый осадок. Уравнения реакции:


Выводы: В данной пробирке находится сульфат натрия, т.к. эта реакция является качественной на сульфат-ион. в) Действия : К оставшемуся веществу добавляем концентриро-ванную серную кислоту и кусочек меди. Нагреваем. Наблюдения : Выделяется газ бурого цвета; раствор становится голубого цвет ; медь растворяется. Уравнения реакции:


Выводы: Реакция является качественной на нитрат-ион, поэтому в данной пробирке находится нитрат натрия.

5) Различить растворы ортофосфорной и серной кислот

Действия : К обоим растворам добавляем нитрат серебра (I). Наблюдения : В одной пробирке наблюдается помутнение раствор , в другой образуется желтый осадок. Уравнения реакции:


Выводы: Та пробирка, в которой образовался желтый осадок, содержит ортофосфорную кислоту, другая — серную.

6) Различить ортофосфаты натрия и кальция

Действия : Добавляем в обе пробирки воду. Наблюдения : В одной соль растворяется, в другой — нет. Выводы: Растворившаяся в результате реакции соль — ортофосфат натрия, не растворившаяся — ортофосфат кальция.

Источник

Практическая работа «Распознавание минеральных удобрений»

Практическая работа «Распознавание минеральных удобрений».

Цель практической работы: повторить и закрепить знания о свойствах азотных, фосфорных и калийных удобрений, распознать виды основных минеральных удобрений по внешним признакам, а так — же с помощью проб и реакций .

Обучающая : повторить значение минерального питания для роста и развития растений, его влияние на урожай, классификацию минеральных удобрений: основные, косвенные, комплексные, смешанные микроудобрения, местные, промышленные; закрепить знания по теме «Минеральные удобрения, их виды, определение минеральных удобрений», научить работать в группах и индивидуально при закреплении изученного материала темы;

Развивающая: развить логическое мышление, память, способность анализировать, привить навыки самостоятельной и групповой работы при выполнении практических заданий;

Воспитательная: воспитать самостоятельность, инициативность, чувство ответственности за выполненную работу, коммуникабельность, уверенность в своих знаниях и возможностях, показать практическое значение полученных знаний в повседневной жизни и профессиональной деятельности;

Метод обучения: наглядно-демонстрационный, рассказ-объяснение с элементами самостоятельной и групповой работы

Межпредметные связи с: химия, биология, охрана труда, физика, биология, с/х машины

Вид деятельности учащихся : репродуктивный с опорой и без опоры, самостоятельная и групповая работа

Дидактический материал: таблицы-определители «Распознавание минеральных удобрений», схемы (презентация). «Влияние минерального питания на рост и развитие растений» приложения к уроку «Вопросы для актуализации знаний»

Раздаточный материал: оборудование для практической работы, тесты, бланки для ответов на тесты, порядок выполнения практической работы, таблицы для записи и сравнения результатов проведенных опытов, опорные конспекты.

Оборудование: пробирки, штатив для пробирок, колбы, чашки Петри, держатель для пробирок, спиртовка, лакмусовая бумага.

Актуализация знаний: тест-презентация (устный опрос)

В клетках растений содержится более 70 химических элементов — практически все, имеющиеся в почве. Но для нормального роста, развития и плодоношения растений необходимы лишь 16 из них. Это элементы, поглощаемые растениями из воздуха и воды, — кислород, углерод и водород, и элементы, поглощаемые из почвы, среди которых различают макроэлементы — азот, фосфор, калий, кальций, магний, сера и микроэлементы — молибден, медь, цинк, марганец, железо, бор и кобальт.

Отдельным растениям для нормального роста и развития требуются и другие химические элементы. Так, например, сахарной свекле для получения высокого урожая корнеплодов нужен натрий. Он также ускоряет рост и улучшает развитие кормовой свеклы, ячменя, цикория и других культур. Положительное влияние на обмен веществ у некоторых растений оказывают кремний, алюминий, никель, кадмий, иод и др.

Наиболее полно потребности сельскохозяйственных культур в питательных элементах удовлетворяются при внесении в почву удобрений. Недаром их образно называют витаминами полей. Для этого в почву вносят органические и минеральные удобрения

Читайте также:  Как ухаживать за золоченым серебром

Удобрения содержат питательные элементы в связанном виде, т. е. в виде их соединений. Растения поглощают эти соединения из почвы, при этом осуществляется ионный обмен. Если, например, взять пробу почвы, насыщенной кальцием, и взболтать ее с раствором какой-либо соли, например хлоридом калия, то часть ионов К + из раствора перейдет в соединение с почвой, а в раствор вместо К + перейдет Са 2+ :

Органические удобрения (от слова «организм») — это или отходы жизнедеятельности животных (навоз, птичий помет), или отмершие части организмов животных и растений (перегной, торф).

Навоз — наиболее распространенное органическое удобрение. В нем имеются вещества, содержащие азот, фосфор и калий, больше других нужные растению. Они усваиваются только после разложения навоза, то есть после превращения органических веществ в минеральные под действием микроорганизмов. Поэтому навоз вносят в почву осенью, чтобы за осень и весну он успел перегнить.

В зависимости от содержания минеральных веществ различают азотные, фосфорные и калийные минеральные удобрения. Из азотных удобрений наиболее распространена мочевина, сульфат аммония и селитра, из фосфорных — суперфосфат, а из калийных — хлорид калия. Их получают на химических заводах.

Много соединении калия содержит зола . Золу можно применять как хорошее калийное удобрение. Минеральные удобрения растворяются в почвенной влаге и используются растениями быстрее, чем навоз.

Лучше других растворяются в воде азотные и калийные удобрения, поэтому их вносят в почву перед самым посевом, в первой половине лета. Азот усиливает рост стеблей и листьев .

Фосфорные удобрения растворяются хуже, и поэтому их вносят осенью вместе с навозом. Фосфор ускоряет созревание плодов. Калий усиливает рост корня , луковиц и клубней. Фосфор и калий повышают также хладостойкость растений.

В колхозах и совхозах успешно применяют гранулированные удобрения. Их делают в виде зернышек (гранул) из смеси торфа или перегноя и минеральных удобрений. Подразделяются удобрения на простые и комплексные .

Простые удобрения содержат один элемент питания (азот, фосфор, калий, молибден и т. д.). Это азотные удобрения, которые различают по форме соединений азота (аммиачные, аммонийные, амидные и их сочетания); фосфорные удобрения, которые разделяют на растворимые в воде (двойной суперфосфат) и нерастворимые в ней (фосфоритная мука и др., используемые на кислых почвах); калийные удобрения, которые разделяют на концентрированные (КС1, К 2 С0 3 и др.) и сырые соли (сильвинит, каинит и др.); микроудобрения — вещества, содержащие микроэлементы (Н 3 В0 3 , молибдат аммония и др.). Комплексные удобрения содержат не менее двух питательных элементов. По характеру их производства они подразделяются на следующие группы:

* смешанные — получают механическим смешиванием различных готовых порошкообразных или гранулированных удобрений

Внесение удобрений во время роста растений называют подкормкой . Растения подкармливают теми минеральными веществами, которые требуются им в данный период жизни.

Подкормка может быть сухой и жидкой. При сухой подкормке в почву вносят сухую золу, сухие минеральные удобрения и навоз. При жидкой подкормке удобрения, например: навозную жижу, птичий помет, разбавляют водой. Подкармливать растения лучше после дождя, когда почва насыщена влагой. Если дожди долго не выпадали, растения нужно сначала обильно полить водой, а затем подкормить.

Вносить удобрения нужно строго по норме . Излишек их может повредить растениям, а полученная сельскохозяйственная продукция может быть даже опасной для человека. Если же удобрения вносить вовремя и правильно, можно добиться высоких урожаев сельскохозяйственных культур . Высокие урожаи позволяют создать изобилие сельскохозяйственных продуктов.

1. Какие органические удобрения вы знаете?
2. Какие минеральные соли необходимы растениям?

3. Какое влияние на рост и развитие растений оказывают азот, калий, фосфор?

4. Какие минеральные удобрения влияют на рост и урожай растений?

5. Что такое подкормка растений? Для чего она нужна?
6. Когда проводят подкормку растений?

7. Какие правила надо соблюдать при внесении удобрений?

3.Распознавание минеральных удобрений. Перед выполнением практической работы внимательно ознакомьтесь с порядком ее проведения!

Сформулируйте цель практической работы исходя из темы и запишите ее.

Работу целесообразно проводить по вариантам, например:

Вариант 1.Распознайте удобрения: сульфат аммония, суперфосфат, нитрат натрия и сильвинит.

Результаты проведенных исследований можно оформить в виде таблицы.

Источник

Adblock
detector