Сусальное золото для дерева

Позолота дерева

Золочение сусальным золотом

Позолота дерева (мебели, багета, резьбы, лепнины) сусальным золотом состоит в наклеивании тонких листов благородного металла на обрабатываемую поверхность. Сусальное золото – это тончайшие – от 0,1 до 0,8 микрон, почти прозрачные листы настоящего золота. Проба, как правило, соответствует 22 каратам (916 грамм золота на 1000 грамм сплава). В зависимости от лигатуры, цвет может быть лимонный, желтоватый, зеленоватый и красноватый или промежуточный оттенки. Зеленоватый оттенок получается при повышенном содержании серебра, красноватый – меди. Традиционно, в России, для позолоты дерева, икон, лепнины, резьбы и мебели, использовали червонное золото (красноватое). В европейских странах позолота мебели осуществлялась более светлыми сплавами и сусальным серебром.

Стоимость реставрации золочения резьбы и лепнины зависят от объёма и сложности рельефа. Рассчитывается в квадратных дециметрах. В среднем, от 1500 до 3000 рублей за кв. дециметр. Точнее стоимость рассчитывается по фотографии, присланной на нашу почту Elena@restavraciy.ru.

Реставрация мебели со старинной позолотой

Политика нашей мастерской сохранение подлинности. Лучше бережно укрепить отслоение позолоты, очистить старое потёртое покрытие с просвечивающимся полиментом, чем тотально покрывать все поверхности новым. Хотя, в некоторых случаях полное золочение необходимо, а решение принимается в каждом конкретном случае индивидуально. Получить консультацию реставратора о возможных вариантах восстановления старинной позолоты цене и сроках можно через нашу почту Elena@restavraciy.ru, прислав одну или несколько фотографий резьбы или лепнины своего кресла, багета, рамы, или части мебельного декора.

Неопытные мастера, чаще всего начинают реставрацию с расчистки. Именно на этом этапе погибает огромное количество антиквариата. Вместе с налипшими загрязнениями и запылённостью легко удаляется рыхлый полу разрушенный левкас, иногда до дерева, безвозвратно унося с собой подлинность и историческую достоверность. В научной реставрации первый этап – это консервация в т.ч. фотофиксация. Крайне желательно, чтобы расчистку и консервацию выполнял реставратор, имеющий опыт работы с золоченым деревом, особенно скульптурной резьбой.

Приёмы очищения позолоченной мебели, рамы, резьбы, багета зависят от вида поверхностных загрязнений и от способов нанесения золочения на основу. Плотные сухие пыльные наслоения возникают при хранении вещей в сухом проветриваемом помещении, где не горели жировые свечи, не топилась коптящая печь, не приготовлялась пища. В этом случае, плотный однородный сухой слой пыли можно удалить пеной слабого мыльного раствора. Расчистку производят точными, быстрыми движениями, чтобы не допустить намокания дерева. Бывает более сложный вид загрязнения – смесь пыли с жировыми наслоениями и копоти. В этом случае, используется растворитель, способный разрушить слой жирной плёнки, не повредив при этом клеевое соединение сусального слоя с подложкой. В противном случае золочение смывается вместе с пыле-жировой плёнкой. Иногда, после излишне усердного очищения вместо золоченого дерева остаётся чистое.

Обнаруженная в ходе расчистки позолота, лепнины или резьбы не требует специальной обработки, потому что хорошо исполненной расчистки и консервации обычно бывает достаточно. Просвечивающийся сквозь потёртое золочение бордовый полимент придаёт экспонату особенно лепнине достойную глубину и красоту. В современной мебели полимент имеет яркий салатовый цвет.

Покрытие на рыхлом левкасе необходимо с большой осторожностью очищать и одновременно укреплять слегка влажной мягкой кистью, смоченной слабым водным раствором мездрового клея. Жидкость смоет чуждые наслоения, а проникший в левкас или дерево клей при высыхании укрепит его, придаст прочность и сохранит золочение на долгие годы.

Иногда позолота отслаивается чешуйками вместе с кусочками левкаса. Чешуйки приклеиваются на прежние места всё тем же мездровым клеем с помощью фторопластового шпателя.

Сложные случаи реставрации золочения – восстановление не только покрытия, но и воссоздание потерянных деталей декора резьбы и лепнины с их последующим вызолачиванием.

Золочение на полимент

Различают водное «на полимент» и масляное «на мордан» золочение, а также смешанную технику (их сочетание).

Водное золочение «на полимент» — старинная технология. Красота достигается благодаря виртуозной, резной скульптурной работе по левкасу, а также за счет контрастов между полированной и матовой поверхностями позолоты.

Масляное золочение «на мордан» более современная и менее трудоёмкая технологии. Дерево грунтуется, вышлифовывается, далее покрывается тонким слоем лака мордан, слегка просушивается до состояния «на отлип». Наклеенное на мордан, в отличие от золота «на полимент» не полируется. Золочение на мордан получается однородным, по степени блеска. Сплошное или частичное золочение мебели в настоящее время производится на жидкие синтетические лаки или специальные клеи.

Так как листики слегка прозрачные, на оттенок золоченой поверхности может также влиять и цвет полимента. В России и странах восточной Европы традиционно использовали бордовый полимент вследствие чего, Русская позолота киотных рам и мебели имеет красноватый оттенок. Во Франции полимент был голубым и желтым, в Италии часто используется зелёный полимент. Начиная с середины 19 века, широко используется способ укладки сусального золота на бесцветный лак мордан. В этом случае золочение кладётся на белый левкас без дополнительного подсвечивания полиментом.

Читайте также:  Золото с синим сапфиром

Исходя из этого, становиться понятно, почему практически невозможно, «попасть в цвет» при восстановлении частично утраченной позолоты. Новые вставки ярко выделяются по цвету, по степени блеска. Лучше сохранить следы старого, «родного» золочения, чем пытаться имитировать уникальные произведения старых мастеров.

C уважением, Елена Жилина.

Восстановление лакокрасочного покрытия

Отделка Руб./кв. метр
Вощение 500
Полировка 1500
Шеллак 2000
Золочение 3000

Восстановление декоративного покрытия

Отделка Руб./кв. дм
Патинирование 50
Роспись 200
Маркетри 500
Мозаика 1000

Фотма обратой связи

Отослав нам заполненную форму c фотографиями, а также задав вопрос, вы получите полную информацию о предмете (что это, материал, возраст) стоимость работ по его восстановлению. Далее реставратор приедет на место, осмотрит его, определит окончательную цену реставрации.

Окончательная цена меняться не будет. Выезд бесплатно.

Новости Мастерской Елены Жилиной

17.05.21 В мастерской 31 мая 2021 года. Будет проходить день открытых дверей. Приглашаем специалистов и любителей реставрации антикварной мебели. В программе обсуждение проблемы современной реставрации мебели и обмен опытом

15.11.20 Наша мастерская переехала на новый адрес ул. Рабочая д. 84 стр. 1, Таганский район, недалеко от станции метро Римская

01.07.20 Наша мастерская поздравляет всех реставраторов и любителей старинных вещей с Днем реставратора, который был учрежден 75 лет назад 1 июля 1945 г.

13.12.19 В мастерской прошло занятие для студентов Школы «Детали» на тему «Основы реставрации предметов Декоративно-прикладного искусства»

Источник

Технология золочения сусальным золотом

В отличие от золотых красок, паст, зеркальных плёнок, сусальное золото придаёт поверхности настоящий золотой вид. Такое золочение очень хорошо подходит для отделки багета, рам, интерьерной и архитектурной лепнины. Как же производится золочение этим материалом? Рассмотрим технологию золочения последовательно.

Что такое сусальное золото?

Сусальное золото представляет собой тончайшие золотые листики (очень тонкая фольга). Его толщина значительно меньше волоса, поэтому данный материал можно повредить простым дуновением воздуха. Но такой плотности достаточно, чтобы создать эффектный внешний вид золотого покрытия. Кстати, название «сусальное золото» происходит от слова «сусаль», что переводится как «лицо», «лицевая сторона», то есть в переносном смысле речь идёт о внешнем виде парадной стороны предмета. Листики сусального золота хранят между листами бумаги, что предотвращает их слипание и обеспечивает более удобную работу. Листы бумаги и золота сшивают в книжечки. Именно в таком виде сусальное золото продаётся на прилавках магазинов. В продаже также можно встретить поталь — имитацию золота, состоящую из сплавов различных металлов.

Инструменты для золочения

Для работы с сусальным золотом есть много различных приспособлений. Однако рассмотрим основные.

Подушечка из замши. При помощи неё мастер, может снимать листики золота из книжки. Но в основном, подушечка используется для того, чтобы на ней разрезать золотые листочки.

Нож для золочения. С помощью него, листики сусального золота разрезаются на кусочки нужного размера.

Лампензель — это специальная широкая, плоская кисть из тонкого волоса. При помощи неё мастер «захватывает» невесомые листочки сусального золота и переносит их на поверхность предмета, над которым он работает. Также, при помощи лампензеля золото переносится на подушечку для золочения.

Камень агат. Используется для полировки золочёной поверхности и более плотному соединению основы с листами сусального золота. Представляет собой идеально гладкий наконечник с рукояткой. После полировки золото обретает глянцевую, зеркальную поверхность.

Глянцевая позолота

Чтобы достичь глянцевого золотого покрытия применяют традиционный способ золочения, который использовался еще в старину. Этот способ называется золочением «на полимент», «на левкас» или «водяное», «клеевое» золочение. Такое золочение лучше подходит для предметов из дерева или гипса, которые предназначены для использования внутри помещения.

Вначале готовят поверхность — выравнивают, шлифуют и покрывают клеем. После высыхания проклейки на подготовленную поверхность наносятся несколько слоёв левкаса (каждый последующий слой наносится только после просушки предыдущего). Левкас представляет собой смесь болонского гипса, клея из кожи кролика и воды.

Далее, по левкасу поверхность покрывают полиментом — специальным составом под позолоту. Его основными компонентами являются болюс (специальная глина) и клей (например, кроликовый). На поверхность может наноситься до нескольких слоёв полимента.

В процессе покрытия левкасом и полиментом, просохшие слои шлифуются и выравниваются. Только после того как поверхность окончательно подготовлена, можно приступать к нанесению сусального золота. Для этого просохшие слои полимента смачивают раствором воды и спирта. Пока этот раствор окончательно не впитался, золотые листики наносятся на него лампензелем. Под воздействием спирта и воды невесомые листики сусального золота хорошо ложатся на поверхность и расправляются. Вода растворяет клей, входящий в состав полимента. Поэтому золото приклеивается к поверхности и после высыхания его можно полировать.

Читайте также:  Том за золотом наоборот

Полировку производят специальным инструментом с наконечником из камня агат. После этого листики сусального золота плотно прилегают к полименту и приобретают глянцевый вид.

Матовая позолота

Второй традиционный способ золочения называется масляным или матовым. Матовым, потому что при этом способе нанесения сусальное золото не будет иметь зеркальной поверхности. Масляное золочение можно применять на объектах, как внутри помещения, так и снаружи, так как эта позолота более устойчива к атмосферному воздействию.

Суть этой технологии заключается в том, что зачищенную поверхность сначала проклеивают, а потом наносят специальный масляный клей — мордан. После того как он подсохнет, но не высохнет полностью (пока сохраняет липкие свойства), наносят листики сусального золота. Мордан бывает трёх видов: часовой, трёхчасовой и двенадцатичасовой. Названия соответствуют периодам высыхания клея.

Патина (состаривание металла)

Если при золочении используется не настоящее сусальное золото, а поталь, т. е. имитация золота, то она склонна к окислению, так как изготавливается из сплавов недорогих металлов (например меди и цинка). Поэтому после золочения поверхность может потускнеть. Чтобы этого не произошло, поталь покрывают лаком, который препятствует окислению и помутнению металла. Лучше всего для этого подходит шеллак (природная смола производимая насекомыми). Шеллак обеспечит блеск и защиту позолоченной поверхности на длительное время.

Однако, в ряде случаев может потребоваться искусственное состаривание металла. Например, при изготовлении рам для живописи, часто отдаётся предпочтение не чистому глянцу, а патине (состаренный метал с характерным налётом). Чтобы добиться имитации патины можно использовать лак на основе битумных смол. Позолота покрывается этим лаком. А потом, пока он не высох, слой лака протирается тампоном из ткани. На выпуклых частях рельефа тонировка снимается, и сквозь неё золото проступает сильнее. В углублениях рельефа битумный лак остаётся, поэтому позолота здесь выглядит более тёмной. Таким образом создаётся имитация патины.

Источник

Золочение по дереву

При золочении кроме общих для всех видов отделки материалов, таких, как клеи, лаки, шлифовальные материалы, применяют и специальные, к которым относится фольга, левкас, полимент и некоторые лаки. Тончайшие листочки металлов, которые получают проковкой металлических пластинок с прокладками из пергамента и других материалов до тех пор, пока масса каждого листочка не станет равной эталонной – около 1 г/ м кв. называют фольгой. При этом толщина фольги доходит до одной стотысячной доли миллиметра.

Обычно для отделки применяют сусальное золото, или двойник, где лицевая сторона (сусало) из золота, а оборотная – из серебра или меди. Его получают совместной проковкой платинок двух металлов. Сусальное золото выпускают в виде книжечек размером 120 х 70 мм или 91,5 х 91,5 мм. В книжечке может быть 10, 30 или 60 переложенных папиросной бумагой листочков. В настоящее время взамен золотой фольги иногда применяют ее имитацию – поталь (шумиха) – сплав меди и цинка (4:1), которая также поступает в продажу в виде книжечек по 100 листочков размером 110 х 110 мм или 150 х 150 мм. Поталь окисляется кислородом воздуха, поэтому при применении ее необходимо защищать слоем лака.

Другим заменителем золотой фольги является муссивное золото, которое представляет собой двухлористое олово в виде порошка, который при смеси с лаком образует эмаль. Покрытие из эмали обладает высокой прочностью, почти не окисляется и хорошо имитирует позолоту.

При золочении применяют левкас и полимент. Левкас изготовляли несколькими способами. Например, в 16 – 20%-ный раствор качественного плиточного столярного клея, нагретого на водяной бане до температуры 50 – 60 градусов, через мелкое сито постепенно вводят порошок осажденного и затем высушенного мела в количестве около 1,5 кг на 1 л клеевого раствора. После тщательного перемешивания получают однородную белую массу, свободно стекающую с кисти в виде длинных нитей. Перед употреблением состав подогревают. Чтобы повысить твердость грунта в состав левкаса иногда добавляют мраморную пудру или тонкомолотый шпат, а для предохранении его от порчи добавляют раствор антисептика, который вводят при приготовлении клеевого раствора.

Связующий раствор, который применяют для приклеивания фольги к левкасу называется полиментом. Сухой полимент представляет собой тонкий порошок, полученный путем переработки железистой глины – болюса. Жидким полиментом называют пасты, полученные смешиванием осажденного болюса или жирной глины, с пчелиным воском, салом, мылом и другими компонентами, имеющими хорошую адгезию к фольге. Полимент приготовляют различными способами, например 1 кг болюса размешивают с водой до получения пастообразной массы, которую затем нагревают на водяной бане. В отдельной посуде приготовляют следующий состав: в небольшом количестве воды разводят 15 г высококачественного мыла (можно «Детское), 10 г очищенного пчелиного воска и 10 г свежего несоленого свиного сала. Этот состав постепенно вводят в подогретый раствор болюса, постоянно помешивая, и варят в течение 4 – 5 ч. После этого полимент сливают в эмалированную или стеклянную посуду и хранят в холодном месте с плотно закрытой крышкой. Перед употреблением его разводят горячей клеевой водой (слабым раствором клея) до рабочей консистенции. Для приготовления полимента рекомендуется применять дистиллированную воду.

Читайте также:  Одни девушки хотят золото

Чтобы приклеить фольгу к левкасу вместо полимента можно применять масляные краски. Чаще всего применяют так называемый гульфарбенный лак, представляющий собой смесь масляного лака с натуральной сгущенной олифой в соотношении 2:1. Для ускорения высыхания в лак вводят 15% сиккатива. Скипидаром или уайт-спиритом разбавляют его до рабочей вязкости.

В зависимости от связующего состава золочение может быть клеевое (при применении полимента или клея) или масляное (при применении масляного лака). При клеевом золочении можно получить покрытие с разной степенью блеска – от зеркального до полуматового, с различными оттенками цвета. Такое золочение очень эффектно. При масляном золочении покрытие обладает большой прочностью и водостойкостью, однако оно темнее и однообразно по цвету и блеску. Первое применяют для внутренних, второе – для наружных работ.

Выполняют золочение специальным набором инструментов. Для разрезания листочков золота на части используют золотарную подушку размером 20 х 15 см, которую закрепляют на устойчивом основании. С двух или трех сторон прикрепляют бортики-ширмочки для предохранения фольги от сдувания. Золотарные ножи с двусторонним лезвием бывают разной конфигурации и служат для разрезания листочков золота и переноса их из книжки на подушку. Изготовляют их из гибкой упругой стали.

Левкас, полимент, лаки и листочки золота наносят кисточками различной формы и размеров. Стальные крючки применяют для расчистки и рассечки резьбы после нанесения левкаса.

Технология золочения. Подготовленную под позолоту поверхность древесины проклеивают горячим раствором столярного (мездрового) клея. При этом широкие поверхности, крупную резьбу и места сопряжений отдельных частей конструкции обтягивают смоченной в горячем растворе клея и отжатой редкой льняной тканью – серпянкой. Затем в несколько слоев наносят левкас, просушивая и шлифуя каждый слой. При левкашении резьбы производят рассечку рельефа, чтобы сохранить его четкость. Затем левкас тщательно шлифуют и лощат, доводя его поверхность до высокой гладкости. При клеевом золочении без полимента на слой левкаса наносят подогретый мездровый или осетровый клей и на отлип клея – золотую фольгу кистью-лапкой. Золото прижимают кисточкой или ватным тампоном. При этом способе поверхность получается матовой.

При клеевом золочении с полиментом наносят несколько слоев полимента, просушивают его и лощат суконкой. Наносят на полимент 25%-ный раствор спирта, который растворяет его, и на отлив производят позолоту. Затем полируют поверхность зубком из твердого камня (агата, сапфира). Поверхность получается блестящей.

При масляном золочении по левкасу наносят несколько слоев масляной краски (золотистой охры) и после просушки и шлифования наносят масляный гульфарберный лак. На отлив лакового покрытия накладывают кусочки фольги. Поверхность получается матовой и сохраняет цвет фольги.

На резьбе позолота особенно эффективна, когда блестящие полированные участки перемежаются с матовыми. Поэтому при отделке мебели с резьбой или рам для картин, обычно выполняют выпуклости полированными, а впадины – матовыми. При использовании вместо сусального золота потали, а также серебра делают верхнее покрытие 15 – 20%-ным раствором желатина или спиртовым лаком, что предотвращает окисление металла.

Красивые тона матовой позолоты получают при наклеивании сначала серебряной фольги на свеженанесенный теплый клеевой слой, а затем золотой. Золотую фольгу наклеивают на высохшее клеевое покрытие, смоченное водкой.

Существует и более упрощенный способ золочения, при котором левкаса не применяют. На хорошо выровненную и отшлифованную мелкой шкуркой поверхность наносят два-три раза раствор клея, лучше желатинового. Поверхность просушивают и вновь шлифуют самой мелкой шкуркой (4 – 3). Затем за два-три приема на подготовленную поверхность наносят красный спиртовый лак и на просохшее покрытие – тонкий слой желатинового клея. На просохший и затем смоченный водкой слой желатина накладывают в обычном порядке и закрепляют фольгу. В случае применения потали для серебра делают верхнее покрытие 15 – 20%-ным раствором желатина или светлым спиртовым лаком.

При комбинированной отделке краской и позолотой левкас наносят равномерно на всю поверхности изделия, детали. Затем возобновляют участки с позолотой, а потом красят клеевыми или масляными красками остальную поверхность в соответствии с первоначальной отделкой.

При бронзировании поверхность покрывают порошком бронзы, смешанным с лаком. Смесь наносят кистью. Другим способом бронзирования является нанесение сухого бронзового порошка на поверхность, покрытую лаком, высушенным до отлипа. Для бронзирования применяют масляные и спиртовые лаки. Не следует пользоваться синтетическими лаками. В них бронзовый порошок темнеет. Для отделки мебели применяют также фольгу из анодированного в различные цвета алюминия толщиной 0,1 – 0,2 мм. Для приклеивания фольги к древесине применяют лаки ВФ-2, 88Н и некоторые другие.

Источник